Пол Сингер советует держаться подальше от акций и покупать золото | Финансы
Кажется, в среде миллиардеров презрение к манипулируемым рынкам теперь считается хорошим тоном: за последний месяц Стэнли Дракенмиллер, Карл Айкан и, совсем недавно, Джордж Сорос ушли с фондовых рынков, или превратились в чистых продавцов (Сорос и Айкан), и при этом начали покупать золото. На минувших выходных еще один миллиардер растревожил финансовую общественность своими комментариями в интервью Institutional Investor. Пол Сингер обвинил ФРС в «монетарном экстремизме», который мешает экономическому росту, а также ведет к росту долговой нагрузки во всем мире и усугубляет ряд социальных проблем (включая низкие заработные платы). Кроме того, он считает, что «сейчас мы находимся в состоянии стагнации или даже на ранних стадиях рецессии в мировой экономике». На финансовых рынках сейчас опасно и неспокойно, поэтому он Сингер рекомендует покупать золото, которое противопоставляет бумажным деньгам.
Ключ к успеху Сингера — его способность не терять деньги во время рыночных кризисов. «Если вы сумеете остаться при своих на медвежьем рынке, во время краха или финансового кризиса, это уже победа», — отмечает он. Легендарный инвестор недавно поделился с изданием Institutional Investor своим видением текущих макроэкономических проблем в мире. Он был очень и очень пессимистичен.
Почему развитые страны не смогли вернуться к показателям роста, предшествовавшим мировому финансовому кризису?
Сингер считает, что причина в неправильной политике, обусловленной, с одной стороны, нежеланием всех правительств развитого мира предпринимать нормальные и очевидные фискальные меры для стимулирования роста. Таким образом получается, что единственной надеждой и опорой развитого мира сейчас является монетарная политика. Центробанки во всем мире используют примерно одинаковый набор инструментов, комбинируя их в разных вариациях: это нулевая или теперь уже отрицательная процентная ставка и так называемое количественное смягчение. Сначала регуляторы покупали только облигации, а теперь перешли уже и на акции. Результатом подобного монетарного экстремизма стал некоторый рост во всех экономиках, но рост вялый, при этом от него выиграли в основном владельцы финансовых активов. А зарплаты застыли на одном месте.
Каково главное последствие этого монетарного экстремизма?
Поразительный рост неравенства. Значительный рост цен на активы в сочетании с вялым ростом — это гремучая смесь, которая будоражит средний и рабочий класс и провоцирует волнения в обществе развитых стран по всему миру. Поразительно, что правительства развитых стран пытаются избавиться от этого кризиса — и долгового и финансового — наращивая новые долги. Никакого отказа от заемных средств не происходит. Спустя семь с половиной лет и бесчисленное количество политик мы все равно пребываем в состоянии стагнации или перехода, а в некоторых случаях и на ранних стадиях рецессии. Полагаю, для финансовых рынков настали трудные и опасные времена.
По теме: Deutsche Bank: нас ждут массовые беспорядки и новая Великая Депрессия. И во всем виноват ЕЦБ
Политики слишком понадеялись на центральные банки и на их способность «починить» мировую экономику после мирового финансового кризиса?
Это важный вопрос. Центральным банкам отчаянно не хватает беспристрастности и критического отношения к своим действиям: полностью отсутствует понимание проблем докризисной финансовой системы, что ведет к устойчиво и фатально ошибочным прогнозам на посткризисный период. В то же время президенты и премьер министры очень даже рады тому, что регуляторы используют чрезвычайные меры и взваливают на себя ответственность за поддержание и восстановление экономики. Они благодарны Центробанкам за то, что они поддерживают статус кво, позволяют ничего не менять и не реализовывать болезненные политики, направленные на стимулирование роста. И вот они порицают и ругают капиталистов и банкиров, зарабатывая дешевый авторитет, и отвлекая внимание от собственных неудач. Однако критиковать капитализм в конечном счете опасно. Политики уверены, что такой подход работает, потому что за семь с половиной лет подряд мир не рухнул, и никто не призвал их к ответственности.
Что можно сделать, чтобы избежать очередного кризиса?
Политики могут построить более устойчивую и прозрачную финансовую систему, а также отказаться от макроэкономических политик, зависимых от количественных стимулов. Для этого нужно перестать скупать облигации и акции, и одновременно ввести политики, ориентированные на рост, реформировать налогообложение, а также сферу регулирования. Если не снижать налоги напрямую, можно упростить процедуру регистрации бизнеса, сделать нормативную среду более дружелюбной и привлекательно, стимулировать развитие через оптимизацию политик в области торговли, образования, профессионального обучения и переквалификации. Повышение процентных ставок и отказ от QE без структурных реформ приведет к плачевным результатам и немедленно спровоцирует рецессию. Поэтому нужно и то, и другое.
Что могут сделать инвесторы?
«Мы сохраняем бычий прогноз по золоту и противопоставляем его бумажным деньгам. Мы настроены крайне скептически в отношении будущего остальных рынков. Мы хеджируем все позиции по акциям. И мы не настроены на сюрпризы — особенно на те, которые могут стоить нам крупных сумму денег, и особенно сейчас, в этой нестандартной и беспрецедентной ситуации, когда стабильность финансовых рынков так сильно зависит от доверие к политикам и центральным банкам», — отмечает Сингер. Источник: Финансы — Новости рынка Forex