ОПЕК капитулирует на милость рынкам | Финансы
Страны ОПЕК и другие производители поздравляют друг с друга с победой и успешным сокращением добычи, которое помогло поднять цены на нефть. Однако они добились лишь временных результатов. В фундаментальном плане ничего не изменилось. Американская сланцевая отрасль сейчас добывает ровно столько нефти, сколько и до этой войны за долю рынка. ОПЕК не может бесконечно долго сдерживать производство, не рискуя утратить свои позиции. Министр нефтяной отрасли Саудовской Аравии Аль-Фалих пришел к такому же выводу, что и Наими еще в 2014 году: лучше продавать свою нефть всем, кто захочет ее купить. Разница лишь в том, что у Наими был стратегический план, который заключался в том, чтобы затопить рынки нефтью. А Фалиху придется капитулировать им на милость. На этом новом, нерегулируемом рынке, цены будут крайне волатильны, а производителям придется выбирать: диверсификация или смерть.
В прошлые выходные состоялась встреча министров энергетики стран ОПЕК и их новых союзников, на которой они поздравляли друг друга с высокой сознательностью и добросовестным исполнением условий соглашения. Когда нефть стоит 55 долларов за баррель, всем производителям дышится легче. Однако этот праздник омрачает одно важное обстоятельство: объем добычи сланцевой нефти в США вернулся к уровням двухлетней давности, то есть, к тому периоду, когда Али Аль-Наими «объявил войну американскому сланцу». Усилия ОПЕК имеют побочные эффекты, и вскоре картель поймет, что эта игра не стоит свеч.
По теме: Цены на нефть вернулись туда, откуда начинали неделю
В декабре прошлого года ОПЕК одержал впечатляющую победу, когда, под чутким руководством министра Саудовской Аравии Халида Аль-Фалиха, сумела уговорить еще 11 стран присоединиться к соглашению о сокращению добычи на 558 тыс. баррелей, вдобавок к тем 1.2 млн баррелей, которые должны были урезать страны картеля. Соблюдение условий соглашения на 80% и соответствующие комментарии помогли поднять цены на 20% к январю. Но в долгосрочной перспективе на большее надеяться не приходится. Аль-Наими в 2013-2014 году справедливо решил, что Саудовская Аравия не может в одиночку снижать производство, не рискуя при этом уступить свою долю на рынке другим странам ОПЕК (в частности, Ирану). Поэтому королевство утратило интерес к роли стабилизационного производителя, которую оно выполняло на протяжении многих лет. Он также пришел к выводу, что ОПЕК выиграет больше, если позволит рынкам регулировать себя самостоятельно: пусть цены падают, а американские нефтепроизводители страдают, банкротятся и уходят с рынка.
По теме: Иран собирается нарастить экспорт нефти в феврале
Это выжидательная тактика, и Наими полагал, что у него есть время сыграть в эту игру, низкие цены должны были значительно ослабить позиции производителей с высокими затратами. Но он просчитался, поскольку производители ОПЕК внезапно также испытали на себе негативные последствия дешевой нефти. Прошлой весной он попытался договориться о заморозке уровней добычи с Россией, Катаром и Венесуэлой, но Иран отказался, поэтому сделка не состоялась. Осенью 2016 года новый министр нефтяной отрасли Халид Аль-Фалих учел все ошибки Наими и создал новую коалицию стран ОПЕК+. Иран получил льготы, но число стран, подписавшихся под сокращением, существенно выросло, что позволило саудитам минимизировать риски, связанные с потерей доли на рынке.
Таким образом, декабрьское соглашение можно считать успешным, но его эффект уже подходит к концу. Американские производители не только пережили трудный период, но и сумели в значительной степени адаптироваться к новым условиям, стали сильнее. На самом деле, Международное энергетическое агентство прогнозирует рост объема добычи сланцевой нефти в 2017 году. Также в плюс уйдут производители Бразилии и Канады. Запасы немного снизились, но этого мало для полномасштабной перебалансировки на рынке. Мировой спрос остается слабым.
По теме: Подробно о том, что предрекает резкий рост добычи американских сланцевиков в феврале
Что еще более важно, вся отрасль в целом приспособилась к низким ценам за счет оптимизации проектов и сокращения затрат. Сейчас можно говорить о том, что американские сланцевые компании способны выжить при стоимости нефти 40 долларов за баррель, и неплохо себя чувствовать при ценах на уровне 55 долларов. Кроме того, новые технологии и особенности производственного процесса позволяют им очень быстро нарастить добычу. Поэтому рано или поздно Халид Аль-Фалих придет к тем же выводам, что и Наими — лучше продавать как можно больше нефти, по любой цене.
Только на этот раз решение уйти с рынка будет не стратегическим, а вынужденным. Это будет капитуляцией и признанием того, что ни ОПЕК, ни Саудовская Аравия больше не в состоянии контролировать цены. Инвестировать на таком рынке будет непросто. За последние несколько лет инвестиции в отрасли сократились на 25%, а геологоразведка вернулась к 70-летним минимумам. Учитывая высокую степень неопределенности, компаниям будет сложно искать новые источники финансирования.
Саудовской Аравии, да и всем производителям, нужно учиться жить в условиях волатильно-низких цен на нефть. Придется выстраивать национальные экономики, более устойчивые и менее зависимые от этого сырья. Вот почему королевство вынесло диверсификацию в свой план «Стратегия 2030». «Диверсифицируйся или умри» — вот новый девиз все нефтепроизводителей (частных и государственных). Источник: Финансы — Новости рынка Форекс