ОПЕК и Трамп: кто кого загонит в угол? | Финансы
Поддержка, которую новый президент США оказывает сланцевикам, не ко двору картелю, который планирует сократить объемы добычи для стабилизации рынка
У ОПЕК появилась новая головная боль размером с Дональда Трампа. В ходе затяжной и безобразной предвыборной президентской кампании, ОПЕК и ее члены, производящие каждый третий баррель мировой нефти, неоднократно попадали под прицел критики Трампа. Он обвинял картель в том, что тот держит США в «заложниках», и озвучивал громкие угрозы «забрать» у Ирака нефть или прекратить импорт из Саудовской Аравии, подрывая основы экономики ряда ключевых союзников США на Ближнем Востоке.
По теме: WSJ: победа Трампа положительна для нефти
Однако, если отставить в сторону все это показное фанфаронство, которое следует воспринимать с долей иронии, самой серьезной угрозой Трампа в адрес ОПЕК является его обещание сделать США энергетически независимой державой. Еще десятилетие назад такое заявление можно было бы смело ставить в один ряд с его прочими экстравагантными и химерными высказываниями.
Однако бум добычи сланцевой нефти, развернувшийся в период президентства Обамы, вдвое увеличил объемы добычи в США и превратил страну в потенциальную супердержаву по части природного газа. И хотя энергетическая независимость все еще остается далекой целью, перспективы ее достижения нельзя больше полностью сбрасывать со счетов.
По теме: Нефть. Победа Трампа заставила экспертов скорректировать прогнозы
Начальный период бурного роста добычи сланцевой нефти, подогреваемый ценами на уровне $100, завершился два года назад, когда ОПЕК решила начать борьбу с новым конкурентом. Последовавшая за этим ценовая война привела к сокращению объемов производства в США примерно на 10% и положила конец ежегодному приросту на 1+ млн бар, наблюдавшемуся в период с 2011 по 2014 г.
Однако в ходе этой войны пострадали и сами члены картеля, поскольку цена на нефть упала более чем вдвое, под отметку $50. В результате у большинства – например, у благополучных государств Персидского залива — раздулись дефициты бюджета, или же они оказались на грани экономического кризиса – как в Венесуэле и Нигерии.
Теперь ОПЕК стоит на распутье. Два месяца назад 14 членов картеля признали свое поражение в этой ценовой войне, согласившись с необходимостью роста цен на нефть. На встрече в Вене 30 ноября они планируют обсудить перспективы сокращения объемов производства. Негласный король ОПЕК Саудовская Аравия отдает себе отчет в том, что повышение цен на нефть чревато возрождением сланцевой индустрии США и новой потерей клиентов и своей доли на рынке.
Но, как показывают ее расчеты, возвращение цен в район $65 пополнит госказну, не оказывая при этом столь же разрушительного воздействия на спрос, как 100-долларовая нефть, и не стимулируя роста добычи сланцевой нефти до такой степени, что она затопит рынок. Избрание Трампа ставит эти оценки под угрозу. Его обещание ослабить регулирование энергетического сектора и открыть федеральные земли для бурения само по себе не даст в краткосрочной перспективе заметного результата.
По теме: Запахло кризисом: Саудовская Аравия отменила инвестиционные проекты на сумму 266 млрд долларов
Энергетические компании США сейчас владеют сотнями тысяч акров неразработанных земель не только из-за регуляторных сложностей, но и из-за их текущей нерентабельности. Банки, вложившие столько сил и средств, чтобы удержать их на плаву в период спада, заартачатся в ответ на предложение финансировать бурение еще неразведанных земель.
Тем не менее, сочетание таких факторов, как стимулируемый ОПЕК рост цен и неожиданная законодательная поддержка в виде снижения налогов и нормативных расходов, может обусловить более стремительное восстановление сланцевиков США, чем изначально предполагал картель. Если они действительно преуспеют, то ничто не сможет сдержать новое падение цен на фоне рекордного объема мировых запасов. В результате ОПЕК впустую сдаст свою долю на рынке и откажется от прибыли.
Члены картеля уже сейчас не могут прийти к согласию в вопросе того, на чьи же плечи возложить основную часть нагрузки по урезанию объемов добычи. Планы Трампа могут стать для них дополнительным аргументом, чтобы в конце этого месяца решительно настаивать на своем.
Впрочем, новоизбранный президент не сможет в ближайшее время выполнить свои обещания на тему энергетической независимости – если это ему удастся вообще. Сейчас США ежедневно добывают почти 4,5 млн баррелей сланцевой и чуть больше – традиционной нефти, и по-прежнему импортируют свыше 7 млн бар/д. Способности президента влиять на рынок – особенно такой сложный, как рынок нефти – всегда ограничены. Даже если это и произойдет, энергетическая независимость не сможет защитить США от колебаний мировых цен.
В ближайшие годы Трамп может одобрить строительство нефтепровода Keystone XL из Канады, и это скорее даст Штатам статус энергетической независимости в формате лайт. США и так уже ввозят из Канады треть от общего объема импортируемой нефти. Однако Трампу придется заняться и второй частью формулы энергетической независимости и изыскивать оптимальные способы снижения спроса. США все еще потребляют нефти на душу населения гораздо больше, чем другие страны с аналогичным уровнем благосостояния.
Пока же предвыборная кампания Трампа не отразила подобных намерений. До тех пор пока американские водители будут пользоваться низкими ценами и активно эксплуатировать прожорливые и потребляющие много горючего машины, мечта Трампа об энергетической независимости будет оставаться «заложницей» растущего спроса.
Подготовлено Финансы по материалам издания The Financial Times Источник: Финансы — Новости рынка Форекс