О том как золушка нефтяного бизнеса превратилась в принцессу | Финансы

 Крупные нефтяные компании всего мира презрительно игнорировали волшебный бизнес, превращающий газ и сырую нефть в разные химические соединения из которых потом делают все что душе угодно, от полиэтиленовых пакетов до краски. Но теперь он вышел из тени, расправил плечи и по-дружески подставил их для  таких компаний как Exxon Mobil Corp. и Royal Dutch Shell Plc, помогая им пережить самое глубокое за последние десять лет падение цен на энергоносители. «Химические предприятия снова в центре внимания», — отмечает Саймон Генри, финансовый директор Shell, крупнейшего в Европе производителя нефти и газа. В хорошие времена, когда продажи энергоносителей приносят сверхприбыли, подобный химический бизнес терялся где-то за скобками отчета о прибылях и убытках. Но сегодня, когда нефтяные гиганты теряют деньги на своих основных операциях по геологоразведке и добыче, нефтехимия превратилась в один из главных — а то и в единственный источник дохода. То, что убивает добычу — низкие цены на нефть и газ — делает нефтехимию сильнее. Фактически, дешевые энергоносители — это дешевое сырье и космически высокая рентабельность. «На самом деле, предприятия нефтехимической промышленности показывают весьма и весьма неплохие результаты», — признался Патрик де ла Шевардьер, финансовый директор Total SA.

Взять, к примеру, Exxon Mobil. В первом квартале нефтехимический бизнес принес компании почти 75% общей, отраженной в отчетности прибыли на сумму 1.8 млрд долларов. С января по март Exxon заработала на производстве этилена и пропилена 1.36 млрд долларов. И потеряла 76 млн долларов, выкачивая нефть и газ из недр земли. Два года назад, когда сырая нефть продавалась по цене выше 100 долларов за баррель, то есть в первом квартале 2014 года, на долю нефтехимии приходилось не более 13% от общего дохода Exxon. В тот период компания заработала на добыче нефти и газа 7.8 млрд долларов. Чтобы подчеркнуть, насколько сильно производители нефти сегодня зависят от своих нефтехимических подразделений, Джеффри Вудбери, вице-президент Exxon по связям с инвесторами назвал химический бизнес компании «ярким пятном» на общем фоне мрачного первого квартала. 

Компания Shell в первом квартале получила чистый доход в размере 1.55 млрд долларов, из них 377 млн долларов — на нефтехимии. И все же, эта отрасль не способна вытащить нефтяных гигантов из ямы, в которую они попали из-за падения цен на энергоносители. Так, прибыль Exxon за первый квартал упала к минимумам 1999 года, то есть до слияния с Mobil Corp. Чистый доход Shell также оказался самым низким с начала 2009 года. 

Нефтехимический бизнес принял эстафету у нефтепереработки и торговли, которые показывали неплохие результаты в прошлом году. Эти направления также чувствуют себя относительно неплохо, однако рентабельность перерабатывающих предприятий значительно снизилась в первом квартале по сравнению с показателями 2015 года. В других крупных нефтяных компаниях, таких как Total и BP, прослеживается аналогичная динамика. ВР заработала 113 млн долларов на нефтехимии, компенсировав убытки в других сегментах. На ее долю приходится значительная часть чистого дохода, который в первом квартале составил 532 млн долларов. «Высокие показатели нефтехимической отрасли выделяются на фоне остальных весьма скромных значений за первый квартал», — отмечает Аластар Сайм, аналитики по нефти в Citigroup. В Shell отмечают, что рентабельность азиатских предприятий по переработке бензиновых фракций  в продукты нефтехимии, такие как этилен, в первом квартале выросла на 82% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. 

Цены на нефть и газ начали расти, а это значит, что рентабельность нефтехимических предприятий снова будет падать. И все же руководители нефтяных компаний уверены, что у этого направления бизнеса большое будущее. Пластик по-прежнему пользуется большим спросом  на развивающихся рынках, несмотря на общее снижение темпов экономического роста. Более того, и Shell, и Exxon вложили немалые средства в строительство новых заводов или переоборудование старых, чтобы заработать на побочных продуктах сланцевого бума в США — в частности, на этане. Вместо того, чтобы потреблять дорогие продукты нефтепереработки, например, бензиновые фракции, для производства нефтехимии, они используют более дешевый этан. В середине 2014 года компания Exxon начала строительство химзавода в техасском Бейтауне. В качестве основного сырья на нем будет использоваться этан. Shell также применяет этан на большинстве своих нефтехимических производственных линий, постепенно отказываясь от бензиновых фракций. 

Подготовлено Финансы по материалам агентства Bloomberg Источник: Финансы — Новости рынка Forex

Читайте также:


Комментарии запрещены.

Информационный портал Аkimataktobe.kz

Статистика
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru