Нефтяные войны России: новый враг уже показался на горизонте | Финансы
Схватка за крупнейший нефтяной рынок России ужесточается. Сейчас все трубят о том, как Саудовская Аравия стремится отобрать у России европейский кусок пирога, однако самая большая угроза на самом деле исходит из другого региона Ближнего Востока, имя которому – Иран.
Саудовская Аравия начала осуществлять отгрузки сырой нефти на такие традиционно «российские» рынки, как Польша и Швеция, однако поставки в Европу от крупнейшего мирового экспортера не увеличат объемы запасов настолько, чтобы обусловить снижение цен, считают в американской аналитической компании Stratfor. В то же время увеличение объема экспорта из Ирана после снятия с него санкций может уже в следующем году обвалить цены на нефть, поставляемую Россией в этот регион, добавляют эксперты KBC Advanced Technologies.
Россия, и без того пытающаяся преодолеть рецессию в национальной экономике, теперь столкнулась еще и с ужесточением конкуренции в Европе, на долю которой приходится почти 70% всего российского экспорта нефти. Выручка от продажи нефти и газа формирует около половины всех доходов в госказну, и падение цен на сырье усугубляет давление на экономику, попавшую под удар санкций из-за украинского конфликта. Рост экспорта из Ирана после заключения ядерного соглашения может еще больше ухудшить положение дел.
«НПЗ Восточной Европы приспособлены к переработке сырой нефти из России – сорта Urals – и ближайшей родственной ему маркой сырья является иранская нефть», — комментируют аналитики Stratfor. Что касается поставок из Саудовской Аравии, то для того чтобы они смогли оказать понижательное давление на цены, «необходима их существенная перемаршрутизация из Азии в направлении Европы, а этого не наблюдается».
Жизнь до санкций
До момента наложения на Иран санкций, блокировавших в 2012 году импорт, его отгрузки в Европу составляли около 600 тыс. баррелей в день, что составляло 17% от общего объема иранского производства. Министр нефти страны Биджан Намдар Зангане заявил, что после отмены санкций приоритетной задачей Национальной иранской нефтяной компании станет возвращение «утраченной доли» рынка, вне зависимости от того, как это повлияет на нефтяные котировки.
«Иран демонстрирует весьма агрессивный подход к маркетингу», — говорит Дэвид Файф, глава аналитического департамента Gunvor Group Ltd. «Они хотят восстановить утраченные ранее позиции».
Бывшие покупатели иранской нефти в Южной Европе уже проявляют интерес к возобновлению сотрудничества. Представитель по связям с общественностью Hellenic Petroleum SA сообщил, что компания находится «в процессе завязывания диалога» с национальной нефтяной компанией Ирана, как и «большинство западных компаний». Hellenic владеет тремя из пяти греческих НПЗ, общая производственная мощность которых составляет 341 тыс. баррелей в день, как сообщается на корпоративном веб-сайте.
Иранская альтернатива
В случае отмены санкций «иранская сырая нефть определенно станет еще одной альтернативой для рассмотрения», — считает Игнасио Родригес-Солано, представитель Cia Espanola de Petroleos SAU. В распоряжении компании находится три испанских НПЗ с общей производительностью порядка 520 тыс. баррелей в день.
Отгрузки из Ирана ранее покрывали 30% потребности в сырье Hellenic и 15% — CEPSA. После введения санкций они были частично замещены российским экспортом.
Возобновление иранских поставок в Европу окажет давление на нефтяные котировки Urals, полагает Исан Уль-Хак, старший аналитик KBC. В следующем году скидка для стран средиземноморья на нефть сорта Urals относительно регионального эталонного сорта Brent может составить 1.50 доллара США против усредненного значения 80 центов в 2015 году, что будет стоить России недополученных доходов в размере около 420 тыс. долларов в день, считает эксперт.
Более масштабные последствия
В то время как потеря прибыли России в Южной Европе составит лишь порядка 153 млн, долларов США или 0.4% ожидаемых доходов от экспортных продаж нефти и газа за год, последствия такой ценовой динамики могут в конечном итоге распространиться и на другие рынки, включая северо-восточную Европу, и это означает, что окончательные убытки «могут быть гораздо больше», предупреждает Уль-Хак.
После проникновения Саудовской Аравии на польский рынок, Игорь Сечин, президент крупнейшей российской нефтяной компании «Роснефть», в прошлом месяце на проходящей в Москве конференции обвинил саудитов в «активном демпинге» на традиционно российских рынках. ЦБ РФ в опубликованном в четверг экономическом обзоре назвал поставки в Европу нефти из Саудовской Аравии возможной причиной, стоящей за повышением дисконта на Urals к Brent в странах северо-восточной Европы и создающей «дополнительные риски для российского экспорта, платежного баланса и бюджета РФ».
И тем не менее, несмотря на вероятную подготовку этого крупнейшего ближневосточного производителя к более жесткой конкуренции в Европе, он не дает веских поводов подозревать его в планировании масштабной экспансии. Поставки различных сортов нефти из Саудовской Аравии в Европу в июле составили 780 тыс. баррелей в день, что практически осталось на уровнях усредненного показателя за 2-й квартал, согласно данным МЭА. Россия за этот же месяц отгрузила вдвое больше нефти Urals. Вероятно, интерес Саудовской Аравии к экспансии в Европе будет иметь ограниченный характер, поскольку цены в Азии по-прежнему остаются более выгодными, а способы поставки – более простыми, считает Уль-Хак.
Тем временем планы Ирана по возвращению объемов нефтедобычи на досанкционные уровни означают, что «ему придется искать дополнительные рынки сбыта, включая те, которые традиционно принадлежали России», — полагает Мехди Варзи, бывший иранский дипломат и директор консалтинговой компании Varzi Energy Ltd. Источник: Финансы — Новости рынка Forex