Нефтяная зависимость независимой Шотландии | Финансы
Шотландским националистам нравится во всем отличаться от Великобритании, хотя вряд они испытают национальную гордость, узнав о том, что темпы роста шотландской экономики — это всего лишь четверть от общего показателя по Великобритании. Опубликованный в среду отчет по валовому внутреннему заставляет задуматься об экономической устойчивости Шотландии и может повлечь за собой политические и конституциональные последствия на фоне референдума о независимости, состоявшегося в 2014 году. У Национальной партии Шотландии прекрасные шансы одержать блестящую победу на майских парламентских выборах, несмотря на то, что падение цен на нефть превратило в ничто фискальные прогнозы, которыми она размахивала перед референдумом, а компании, так или иначе связанные с энергетической отраслью. ВВП Шотландии за последние три месяца года вырос всего на 0.1% в четвертом квартале по сравнению с 0.4% в Великобритании в целом — всему виной обвал цен на нефть. С начала года нефть марки Brent подешевела почти на 19%, вплотную приблизившись к отметке в 30 долларов за баррель.
BP и другие международные нефтяные компании объявили о массовых сокращениях рабочих мест в рамках проектов по добыче нефти в Северном море, а также в районе Абердина, главного морского порта Шотландии и «нефтяной столицы» Европы. При этом аналитики и бизнесмены уже отмечают последствия нефтяного кризиса в других сегментах экономики. Шотландия начала отставать от Великобритании уже во втором квартале 2015 года, когда показатели роста в регионе составили всего 0.1% по сравнению с 0.7% в Великобритании. «Совершенно очевидно, что экономика Шотландии уходит в сторону от остальных регионов страны», — утверждает Брайан Эшкрофт из Университета Стартклайда. «Это связано в основном с падением цен на нефть». Данные по шотландскому ВВП не включают в себя деятельность в Северном море, если же принять во внимание обусловленную географическим положением долю Шотландии в нефтяной отрасли, разрыв между британскими и шотландскими экономическими показателями был бы еще шире. Падение активности в Северном море стало палкой о двух концах для быстро растущей торговой марки одежды Ness родом из Эдинбурга. По словам управляющего директора компании Кенни Бейлли, после долгих лет поиска места для открытия офиса и производственных объектов, в октябре прошлого года Ness, в конечном счете, обосновалась в Абердине — однако здесь царит пессимистичный настрой, поскольку жители города крайне обеспокоены судьбой энергетического сектора. «С утра, выключив будильник, они первым делом справляются о ценах на нефть», — добавил он. «Здесь гораздо тише, чем мы предполагали».
Шотландия смогла обеспечить себе минимальный рост за счет экспансии в строительном секторе, благодаря реализации государственного проекта по возведению нового моста через залив Ферт-оф-форт. Однако сектор услуг здесь рост медленнее, чем в Великобритании, а объем производства в обрабатывающей промышленности сократился на 0.1%. Экономист Джон МакЛарен из бизнес-школы Университета Глазго считает, что вклад строительной отрасли будет падать по мере завершения проекта. «Если на смену этой деятельности не придет более высокий рост в других сферах, в ближайшее время годовой показатель экономического роста приблизится к 1% при том, что последние пару лет он держался в среднем на отметке 2%». Министры Шотландии и Великобритании пытаются привлечь внимание к положительным аспектам данных, которые свидетельствуют о том, что экономика растет уже три года подряд. Однако им нужно доказать, что их слова не расходятся с делом. Между тем, Джон Свинни, секретарь по финансовым вопросам Шотландии, признает, что экономика столкнулась с рядом серьезных проблем, включая снижение мирового спроса. «Эта ситуация обостряется устойчивым падением цен на нефть и его последствиями для отрасли и всей цепочки поставок», — отметил он.
Свинни и его коллеги из Шотландской национальной партии отмахиваются от напоминаний о том, что сокращение нефтяных прибылей означало бы фискальный крах для Шотландии, если бы их надежды сбылись и 24 марта этого года она обрела бы независимость. Никола Страджен, партийный лидер и первый министр Шотландии, подчеркивает «балансирующий эффект» снижения затрат на топливо. Проблема в том, что этот балансирующий эффект гораздо слабее, чем ожидалось, при этом, не желая снижать налоги, автономное правительство Шотландии не способно стимулировать рост в краткосрочной перспективе. Профессор Дэвид Белл из Университета Стерлинга отметил, что в результате попыток смоделировать шотландскую экономику обнаружилось, что в ближайшие несколько лет она будет расти медленнее Великобритании в целом при любых раскладах. Это приведет к беспрецедентному давлению на финансы, доступные для правительства Шотландской национальной партии из-за планируемого введения автономности налоговых систем. «В конечном счете, все выльется в снижение налоговых поступлений в Шотландии и сильно подпортит шотландский бюджет».
Подготовлено Финансы по материалам The Financial Times Источник: Финансы — Новости рынка Forex