Нефтяная индустрия встает с колен, но как-то неуверенно | Финансы
Но нефтяникам предстоит взять немало уроков у Силиконовой долины и других сегментов
Они с гордостью называют себя охотниками на слонов. Они – геологи, исследующие коварные глубины Арктики, подсолевые зоны в акватории Бразилии, на шельфе в Западной Африке и в глубоких водах Мексиканского залива в надежде обнаружить гигантские месторождения, которые будут приносить их компаниям миллиарды долларов в течение многих десятилетий. В некоторых случаях они даже получают права на наименование. Мексиканский залив, к примеру, просто усыпан месторождениями, названными в честь жен геологов-нефтяников или их любимых музыкальных групп, альбомов, звезд и т.д. Это часть фольклора индустрии. Но вопрос в том, не являются ли они вымирающими видом?
В этом месяце было объявлено о нескольких перспективных сделках, охватывающих регионы, начиная от глубоководного Мексиканского залива до Ирана. Эта тенденция говорит о том, что индустрия отходит от затратных «набегов» на неизведанные территории, все больше склоняясь в пользу более рационального подхода к разведке о добыче. Нам еще предстоит увидеть, сохранит ли эта дисциплина актуальность, если цены на нефть восстановятся. Но на данном этапе «индустрия начинает все с чистого листа», — говорит Энди Броган, специалист по нефтегазовой промышленности в консалтинговой компании EY.
Первого декабря британский гигант BP одобрил инвестиционный план в размере 9 млрд долларов, который будет направлен на установку второй буровой платформы в месторождении Mad Dog, расположенном в американских водах Мексиканского залива (первая платформа была установлена в 2005 году). Это месторождение, которое было обнаружено в 1998 году, содержит до 4 млрд баррелей нефти и газа. Когда в начале этого десятилетия BP впервые предложила новый проект, его предполагаемая стоимость составляла 20 млрд долларов.
Несколько дней спустя ряд крупнейших в мире нефтяных компаний, включая BP, щедро поставили на разведочные и производственные блоки в мексиканских водах залива. Мексика рассчитывает привлечь до 40 млрд долларов от компаний, которые будут инвестировать в эти проекты. До 2014 года частные инвестиции в мексиканскую нефть были под запретом, введенным еще в 1930-х гг., и поэтому ведение нефтеразведки здесь выглядит особенно привлекательным. С другой стороны, эта территория уже исследована – несколько блоков расположено вдоль морской границы со стороны Штатов.
7 декабря британско-нидерландская Royal Dutch Shell, подписала меморандум о взаимопонимании по проведению исследований нефтяных месторождений в Иране, несмотря на враждебность Трампа к ядерной программе Тегерана и угрозу возобновления санкций. В прошлом месяце аналогичную сделку с Ираном заключила французская Total.
Эти шаги сигнализируют о том, что впервые с обвала нефти в 2014 году, «большая нефть» нашла в себе мужество отправиться на поиски новых источников, которые пронесут ее сквозь 2020-е гг. И все это происходит всего через несколько дней после того, как ОПЕК согласовала план спасения цен на нефть, тем самым укрепив веру производителей в то, что рынок действительно идет по пути стабилизации.
Впрочем, эти благоприятные сигналы не приносят радости «охотникам на слонов». В течение многих лет индустрия пыталась свести концы с концами, чтобы покрыть инвестиционные нужды и дивидендные платежи, что едва удавалось даже в 2012-2014 гг., хотя цены в тот период превышали 100 долларов за баррель. Сейчас, когда нефть подешевела вдвое, приходится «скрести по сусекам», чтобы удовлетворить нужды акционеров, которые полагаются на дивиденды. В результате мы наблюдаем исторический обвал инвестиций в нефтегазовую отрасль, которые достигли рекордных 780 млрд долларов в 2014 году. С тех пор инвестиции сократились примерно на 340 млрд долларов.
Топ-менеджмент нефтяных компаний пытается запустить новый инвестиционный цикл без особых затрат. Тим Каллахан из австралийской BHP Billiton, которая 5 декабря заключила альянс с Pemex для разработки месторождения Trion в Мексиканском заливе, отмечает, что цель его компании – «чувствовать себя хорошо при ценах в районе 50 долларов за баррель», другими словами, зарабатывать много денег при стоимости барреля 50 долларов или немного ниже.
60%-ное сокращение предполагаемых расходов на проект BP под названием Mad Dog Two говорит о том, что пространство для маневра у компании есть. Изначально гигант планировал установить ультрасовременную плавучую платформу. Проект был урезан вдвое в 2013 году. Есть альтернатива этой роскоши – стандартная «готовая» версия, однако BP не желает экономить на безопасности. Эта новая платформа будет первой с 2010 года, когда произошел взрыв нефтяной платформы Deepwater Horizon. Понимая, что ОПЕК может утратить контроль над ценами, а в более долгосрочной перспективе давление на нефть могут оказать перемены в климате и «пик спроса», BP хочет убедиться, что сокращение затрат на три четверти будет носить структурный характер, и лишь четверть от этой суммы будет подвержена циклическими подъемам.
Многие скептично настроены в отношении способности индустрии к «затягиванию поясов». Цены на акции нефтесервисных компаний, включая сфокусированную на офшоре Schlumberger, подскочили после сделки ОПЕК, сигнализируя о том, что инвесторы ожидаютот них повышения цен, устанавливаемых для заказчиков.
Том-менеджмент BP рассматривает несколько способов сохранения контроля за издержками. Компания отбросила потенциально затратные новее проекты, включая Большой Австралийский залив, сделав выбор в пользу уже знакомых территорий. (Shell, тем временем, махнула рукой на Арктику). Таким образом, BP может не увеличить свои ресурсы, составляющие 45 млрд баррелей, которых при текущих ценах может хватить на 52 года. Компания может заменить неэкономичные баррели более дешевыми, но даже в этом случае к 2030 году уже использует 15 млрд.
Нефтяные компании изучают примеры других индустрий, начиная с Силиконовой долины и заканчивая автопроизводителями, чтобы понять, как стать экономнее. Для этого нужна рациональность во многих аспектах, включая запасы и рабочую силу. К примеру, в США BP сократила три четверти сотрудников, осуществляющих мониторинг скважин, заменив их мобильными приложениями.
Эндрю Лэтхем из консалтинговой компании Wood Mackenzie, отмечает, что помимо сокращения затрат, нефтяной индустрии следует обратить внимание на боле экономически устойчивое сырье – газ, который дешевле производить и легче находить. Так что в будущем может появиться множество газовых гигантов, которые, однако, не будут обладать таким престижем, как нефтяные.
Подготовлено Финансы по материалам издания The Economist Источник: Финансы — Новости рынка Форекс