Нефть. Китайские игроки рвутся в бой | Финансы
Время они оставались в тени государственных энергетических гигантов Китая — небольшие разрозненные, разбросанные по всему побережью восточной провинции. Но теперь частные перерабатывающие предприятия обладают реальной властью на мировых рынках нефти. Shandong Dongming Petrochemical Group — крупнейшая среди десятка частных перерабатывающих компаний, так называемых «чайников», — наглядно демонстрирует, как подобные операторы избавляются от многолетней зависимости от государственных нефтяных корпораций и становятся на ноги. По словам Шен Фана, заместителя генерального директора в Pacific Commerce Holdings, в этом году компания начала самостоятельно импортировать сырье, наняв в Сингапуре двух трейдеров, работающих с сырой нефтью.
Китай ослабил хватку в отношении своих «чайников», пытаясь таим образом стимулировать рост частных инвестиций в энергетическом секторе. Это может способствовать увеличению объемов импорта в экономику, которая является вторым по величине потребителем нефти и, таким образом, сократить существенный переизбыток предложения, который уже почти год толкает вниз цены на этот энергоресурс. Небольшие предприятия отвечают примерно за треть всех перерабатывающих мощностей Китая, поэтому если остальные последуют примеру Shandong Dongming, то в Китай поплывут танкеры из Латинской Америки, Западной Африки и Австралии. «Спрос на сырую нефть со стороны китайских «чайников» — это свет в конце тоннеля для производителей на перенасыщенном рынке», — считает Ву Канд, отраслевой аналитик из пекинской консалтинговой компании FGE. «Если Китай является силой, которая управляет спросом на мировых рынках нефти, то увеличение импорта со стороны мелких перерабатывающих предприятий, несомненно, один из факторов, способствующих росту такого спроса».
По данным агентства Bloomberg, семь операторов получили разрешение на импорт сырой нефти общим объемом 35.3 млн метрических тонн или 700 тыс. баррелей в день. В ICIS China — шанхайской компании, занимающейся исследованиями сырьевого рынка — в 2016 году это значение может увеличиться до 40 млн тонн. Перерабатывающие компании расположены в основном в провинции Шаньдун на восточном побережье Китая. Shandong Dongming с лицензией на импорт 7,5 млн тонн в год в апреле начала проводить торговые операции через Pacific
Commerce и в июле получила свою первую нефть в рамках выделенной квоты.
По словам Шена, который ранее торговал сырой и топливной нефтью в PetroChina Co., которая является структурным подразделением крупнейшей национальной нефтяной компании, оператор ежемесячно покупает около 5 млн баррелей в Венесуэле, Колумбии, Омане, Австралии и Западной Африке. «Рынок сырой нефтью перенасыщен. Зачастую нефть на рынке спот стоит дешевле, чем срочные контракты. Мы планируем покупку срочных контрактов, но не сейчас».
Согласно прогнозам Международного энергетического агентства в следующем году Китай будет отвечать почти за четверть мирового роста спроса на сырую нефть. Это крупнейший покупатель в Азии, в регионе, на долю которого по оценкам МЭА в 2016 году будет приходиться 24,25 млн баррелей в день, или 25% от всего мирового потребления. Из них в Китай уйдет около 11,35 млн баррелей. «Сейчас условия на рынке диктуют покупатели, однако в целом эта ситуация благоприятна для роста импорта и увеличения конкуренции среди поставщиков», — ответили аналитики Energy Aspects. «Поставщики Ближнего Востока вынуждены конкурировать с компаниями Латинской Америки и Западной Африки».
Компании Shandong Dongming принадлежат два перерабатывающих предприятия — одно в провинции Шаньдун с производственной мощностью 240 тыс. баррелей в день, а другое в провинции Цзянсу с производственной мощностью 60 тыс. баррелей в день. Ранее они использовали в основном тяжелую нефть из России, но теперь переключились на разные сорта разных производителей. Заводы компании могут перерабатывать топливную нефть или смесь легкой и тяжелой нефти со средним содержанием серы 1,5 и удельным весом API 16 — 35 градусов.
Между тем компания Shandong Dongming не намерена ограничиваться покупкой сырой нефти на мировых рынках. В ближайшие месяцы китайское правительство планирует пойти дальше и предоставить мелким операторам квоты на экспорт топлива. Сейчас бензин, дизель и авиационное топливо на внешние рынки поставляют только государственные перерабатывающие предприятия во главе с PetroChina, однако переизбыток предложения на внешнем рынке, скорее всего, подтолкнет правительство к открытию границ и для других компаний.
«В условиях профицита нефтепродуктов компаниям нужен выход на внешние рынки. Это естественное развитие ситуации и, скорее всего, подобные решения будут приняты уже к концу года», — отмечает Шен. В течение ближайших трех-пяти лет компания планирует установить 1000 заправочных станций в провинции Шаньдун и в близлежащих районах, при условии стабильных поставок сырой нефти. «Нет никаких сомнений в том, что либерализация нефтяного рынка в Китае позволит китайским компаниям получить массу преимуществ», — уверен Питер Ли, аналитик BMI Research. «Трейдеры непременно захотят узнать больше об этих мелких перерабатывающих предприятиях».
Подготовлено Финансы по материалам агентства Bloomberg Источник: Финансы — Новости рынка Forex