Нефть: $55 за баррель WTI к январю 2018 года — лучшее, на что мы можем рассчитывать | Финансы
30 ноября 2016 года производители нефти в формате ОПЕК+ договорились о сокращении объемов добычи на 1.8 млн баррелей в день, надеясь, что эта мера поможет восстановить равновесие на рынке черного золота и стимулирует рост цен на него. И цены действительно выросли – из области 49.44 долларов на день объявления о заключении соглашения до почти 54.50 по состоянию на 23 февраля 2017 года. Казалось, что инициатива ОПЕК сработала, и нефть держит курс на отметку 60 долларов.
Участники рынка начали делать ставки на дальнейший рост нефтяных котировок и покупать фьючерсы, быстро воплощая в реальность это повышение цен. Чистые длинные позиции по некоммерческим контрактам выросли до рекордных значений как на Чикагской товарной бирже (CME Group), так и на Межконтинентальной бирже (Intercontinental exchange). Однако в марте началась их активная ликвидация, размер чистой длинной позиции сократился, а рынок откатился к ценовым уровням, на которых он находился перед заключением соглашения о сокращении добычи.
Что же произошло?
В преддверии 1 января 2017 года – даты вступления договора в силу – производители продавали и отгружали максимально возможные объемы нефти, и все эти поставки в течение двух последующих месяцев продолжали прибывать к клиентам. Все это происходило одновременно с начавшимся сворачиванием активности по переработке нефти на различных НПЗ, особенно в США, ввиду подготовки к весеннему сезону техобслуживания и профилактических работ. Согласно данным Минэнерго США, загрузка производственных мощностей НПЗ снизилась с 91% в декабре 2016 до 85+% по состоянию за неделю, оканчивающуюся 10 марта. Это отражает снижение спроса на нефть на 1 млн баррель в день. Кроме того, недавно США продали из стратегического нефтяного резерва 16 млн баррелей нефти, что стало сказываться на рынках в конце февраля – начале марта. В результате запасы нефти в США выросли на прошлой неделе до рекордного максимума, превысив исторический рекорд октября 1929 года.
Видимо, договаривающиеся стороны ОПЕК+ не ожидали, что сланцевики и другие производители по всему миру окажутся настолько жизнестойкими и сумеют сократить издержки и повысить производительность. В опубликованном 7 марта краткосрочном прогнозе Международное энергетическое агентство (МЭА) сообщило, что ожидает рекордных показателей производства в США в 2018 году – на уровне 9.7 млн баррелей в день, что на 800 тыс. превышает значения 2016 года. Хотя в основном в центре внимания находится Пермский бассейн, другие производители также снизили затраты. В августе норвежская Statoil сообщила, что нефтяное месторождение в Северном море Йохан Свердруп (Johan Sverdrup) приносит прибыль при цене на нефть на уровне $25 за баррель. В конце прошлого года крупные канадские нефтепроизводители Cenovus и CNRL объявили о планах по увеличению инвестиций в проекты по добыче нефти. Добавим сюда возобновление поставок из Ливии, и станет ясно, что рынок нефти просто не успевает поглощать запасы с той скоростью, какую хотели бы наблюдать участники соглашения ОПЕК+.
Что будет дальше?
Двенадцать лет назад, когда цены на нефть впервые достигли отметки $60, рынок пережил самую выдающуюся в своей истории ситуацию контанго. Она возникает, когда инвесторы рассуждают примерно следующим образом: «если сейчас мы испытываем дефицит запасов, представьте, что будет в будущем, и нам нужны гораздо более высокие цены, чтобы добывать нефть». Теперь вернемся в наши дни: сейчас кривая по нефти находится в относительном флэте. Что это значит? — «Нам стали доступны технологии, позволяющие сократить издержки, и мы можем добывать больше нефти по текущим ценам».
Пока нефть остается под краткосрочным давлением в ожидании признаков сокращения запасов, ликвидация длинных позиций может отбросить цены к отметке 45 долларов. В качестве ответной реакции производители, входящие и не входящие в ОПЕК, будут вынуждены сделать серию официальных заявлений, указывающих на серьезность их намерений в отношении борьбы с перенасыщением рынка предложением. Вероятнее всего, кульминацией этого процесса станет саммит в мае, по итогам которого будет решено продлить срок действия соглашения о сокращении добычи до конца 2017 года.
Им остается лишь ждать и надеяться, что МЭА не ошиблось в своих прогнозах, согласно которым в 2017 году спрос на нефть вырастет на 1.4 млн баррелей в день и поможет справиться с профицитом на рынке. Не исключено, что цены подрастут на фоне какого-нибудь геополитического события, и все же вряд ли они поднимутся выше 55 долларов по сорту WTI к январю 2018 года.
Подготовлено Финансы по материалам агентства CNBC Источник: Финансы — Новости рынка Форекс