Morgan Stanley: каким был бы мир без нефти | Финансы
Много было написано о том, как обвал цен на сырую нефть отразится на динамике финансовых рынков в целом. Стратеги из Morgan Stanley, предлагают свою версию событий и поясняют, в какой степени рынки акций и облигаций сейчас зависят от судьбы энергоносителей, и насколько «раздута» эта корреляция. Если убрать влияние энергетического сектора, картина по промышленному производству, корпоративным прибылям и мировой инфляции будет совсем иной.
«Роль нефти, как катализатора краткосрочных рыночных движений сильно преувеличена. Однако в широком макроэкономическом контексте ей по-прежнему отводится центральное место. Энергетические компании больше не определяют направление движения фондовых или кредитных индексов. Напротив, цены на нефть и акции движутся вместе, потому что на них влияют одни и те же факторы: проблемы слабого роста, отсутствие интереса к риску и устойчиво растущий курс доллара, взвешенного по торговле».
Объем промышленного производства в США сокращается, и некоторые экономисты рассматривают эту динамику как признак неминуемой рецессии. Но если убрать «эффект энергоносителей» и от спада производства тут же не останется и следа. «Низкие цены на нефть на поверку оказались не таким уж экономическим благом», — отмечают в Morgan Stanley. При этом также важно понимать, что дешевая нефть существенным образом влияет на многие «общие» показатели экономического благополучия, например, на объем производства в США».
Согласно прогнозам, корпоративные прибыли по основному фондовому индексу S&P 500 сократились в годовом соотношении, а прибыли по индексу MSCI Europe вот уже 48 месяцев находятся в состоянии глубокого застоя. Но, опять-таки, если не учитывать показатели энергетического сектора, картина сразу чудесным образом проясняется. В этом случае годовой рост корпоративной прибыли в США и Европе составляет 5% и 4% соответственно. «Мы часто слышим о том, что корпоративные прибыли «проседают», но правильнее было бы сказать, что прибыли товарно-сырьевого сектора находятся в состоянии свободного падения, п прибыли остальных компаний умеренно растут».
По инфляции складывается похожая картина, поскольку энергоносители значительно усиливают давление на ценовые показатели. Если посмотреть на базовую инфляцию в США, Европе и Японии, без учета цен на продукты питания и энергоносители (для США это базовый индекс затрат на личное потребление (РСЕ), в Европе — базовый гармонизированный индекс потребительских цен (HICP), а в Японии — базовая инфляция), то становится очевидно, что инфляция устойчиво растет в течение последних девяти месяцев. «Страх перед дефляцией не оправдан в условиях растущих показателей базовой инфляции», — отметили аналитики банка. Очевидно, что их слова должны прийтись по душе главе Федрезерва Джанет Йеллен.
И все же все эти выкладки — не более чем упражнение в теоретизировании, поскольку на самом деле избавиться от энергетического сектора и его чрезмерного влияния на состояние экономики в целом нам не удастся. И все же в Morgan Stanley полагают, что краткосрочные движения на рынках чрезмерно ориентируются на такие же краткосрочные колебания цен на нефть, несмотря на наличие общих катализаторов, таких как показатели экономического роста, интерес к риску и устойчивость доллара. «Спад объема производства, корпоративных прибылей и инфляции — это тревожные признаки текущей стадии экономического цикла. Однако, учитывая глубину пессимистичного настроя, стоит задуматься о том, насколько они достоверны».
Подготовлено Финансы по материалам агентства Bloomberg Источник: Финансы — Новости рынка Forex