Мировая экономика: справедливость порождает безнадежность | Финансы
Чарльз Байдерман, основатель исследовательской фирмы TrimTabs высказался по поводу денежных интервенций и ситуации, сложившейся на американском фондовом рынке. В интервью Кристофу Джисигеру из Finanz und Wirthschaft Байдерман объясняет, что, несмотря на восстановление индекса S&P 500 почти до рекордных уровней, следует обратить внимание и на другие важные события, которые не столь очевидны: американские компании заявляют о сокращении объемов обратного выкупа акций. Это вызывает опасения, так как повышение курсов акций связано именно с обратным выкупом. Он также обеспокоен недостаточным ростом в США и предупреждает, что отрицательные процентные ставки в Европе и Японии могут привести к катастрофе.
Лидерами американского фондового рынка являются компании, получающие деньги за счет обратного выкупа акций и приобретения компаний за наличные. Но после того как Федрезерв повысил процентные ставки и заговорил о дальнейших планах, мы столкнулись с заявлениями о сокращении объемов обратных покупок.В течение первых пяти месяцев этого года объем объявленных обратных покупок акций снизился примерно на 30% до 280 млрд. долларов. Это существенный спад. В основе этого спада две причины. Первая – сокращение доходов и уменьшение потока свободных денежных средств. Вторая – компаниям с ненадежным рейтингом сложнее взять кредит на обратную покупку. Поэтому у них остается меньше возможностей для использования заемных средств. Кроме того, компаниям, совершающим обратную покупку, уделяется более пристальное внимание. Для компаний, совершающих обратную покупку акций с использованием заемных средств, предусмотрено наказание.
Как это может повлиять на будущее?
Если учесть потоки паевых инвестиционных фондов и фондов, торгуемых на бирже, то с конца 2011 г. на американский фондовый рынок не поступают новые деньги. Но в то же время количество акций, котирующихся на бирже, сократилось на 2,1 трлн. долларов: приобретение компаний за наличные и обратный выкуп акций минус все новые продажи акций компаний инсайдерами, посредством первичного и вторичного размещения акций. Поэтому очевидно, что привлечение заемных средств за счет сокращения числа акций, котирующихся на бирже, способствуют росту стоимости акций, а уменьшение этого числа станет проблемой для рынка.
Может ли это свидетельствовать о прекращении бычьей тенденции на рынке?
Сейчас растет число компаний, которые продают акции. На рынке появляется много новых акций. Выпуск акций стал особенно популярен среди энергетических компаний. При этом увеличиваются не только продажи новых акций. Но и объем крупных приобретений публичных компаний за наличные. Прекрасный пример – покупка LinkedIn компанией Microsoft за 26 млрд. долларов. С одной стороны, можно подумать, что это спекуляция, так как эта сделка привела к уменьшению количества акций. С другой стороны, уровень доверия к таким дорогим сделкам обычно очень высок.
А что происходит с фундаментальными показателями?
Актуальные данные по налогам говорят о том, что этой весной экономический рост в Штатах не ускорился. Поэтому в течение двенадцати месяцев ставки по долгосрочным американским долговым бумагам, вероятно, опустятся ниже 2%, а по десятилетним казначейским облигациям – ниже 1%. Несмотря на продолжающееся охлаждение экономики, большинство экономистов по-прежнему считают, что намечается рост. Однако их прогнозы, как правило, сбываются с точностью до наоборот. Они предсказывают повышение процентных ставок уже 30 лет и всегда ошибаются. Тем не менее, люди продолжают прислушиваться к ним. Сколько чудаков с Уолл-Стрит по-прежнему утверждают, что нас ждет падение цен на рынке облигаций? Неужели? Если бы они торговали своими деньгами, то давно разорились бы. Кроме того, исходя из недавних данных, опубликованных Бюро трудовой статистики, рынок труда, судя по всему, охлаждается.
Эти показатели в основном беспорядочны. Они основаны лишь на небольшом исследовании. Поэтому мы просто получаем небольшую статистическую выборку, которую они используют для составления ежемесячного отчета по рынку труда. Сотрудники Бюро каждый месяц опрашивают примерно 100000 работодателей, при этом самый высокий процент респондентов – государственные предприятия и крупные компании. На самом деле небольшие компании не участвуют в этом исследовании. Поэтому эти данные не достоверны. Кроме того, данные корректируются в зависимости от сезона. Поэтому месячные показатели могут колебаться в ту или иную сторону на 100000 рабочих мест. Какое же могут иметь значение эти данные, кроме того что трейдеры используют их для торговли?
Что же на самом деле происходит на рынке труда?
Нужно учитывать, что в США каждый месяц сокращают 5 миллионов рабочих мест и создают примерно столько же. В среднем, согласно актуальным данным по удержанию подоходного налога, в мае уже девятый месяц подряд чистый рост уровня занятости был ниже 200000 рабочих мест. Также, люди, работавшие на старом рабочем месте, теряют больше денег, чем приносят новые рабочие места. По существу, мы получаем больше рабочих мест, но доходы не растут. Логично, иначе как компаниям заработать больше денег в условиях нулевого роста? Они меньше платят рабочим.
Этим летом исполнится семь лет с того момента, как было официально объявлено о завершении Великой рецессии. Почему же развитие экономики продолжает стопориться?
Экономика растет медленнее, чем ожидалось из-за того, что некоторые называют политикой справедливости. Люди думают, что имеют право на бесплатное образование, бесплатное здравоохранение, на сохранение рабочих мест только потому, что это справедливо. После того как Обама стал президентом, увеличилось число продуктовых талонов, объемы беспроцентных кредитов для учеников колледжей и число поддельных заявок на пособия по инвалидности. Он также установил дополнительные нормативы. Но экономический рост такой же низкий, каким был всегда.
Почему?
Справедливость порождает безнадежность в экономике. Мы следуем европейской модели, которая призвана сохранить статус-кво. Не позволить конкуренции разрушить или подорвать существующие компании. Политика справедливости препятствует конкуренции, потому что если вы гарантируете сотрудникам постоянную работу, то хотите быть уверены, что компания, в которой они работают, не прекратит деятельность. Следовательно, вы не можете допустить рост конкуренции. Поэтому проводите тесты, устанавливаете нормативы, правила и ограничения, чтобы запретить выход на рынок.
Что же делать для оживления экономики?
Все что нам действительно нужно – надежда. Представим, как упростить создание бизнеса. Давайте отменим антиконкурентные правила и нормативы. Объединим сообщества и посмотрим, как помочь экономике. Если мы не сделаем это, экономика потерпит крах. Никто не призывает использовать рабский труд. Сделайте так, чтобы людям было проще начинать что-то новое. Рост возможен только тогда, когда новых компаний открывается больше, чем закрывается старых. Сейчас все наоборот. На Западе компании чаще закрываются, чем открываются. Например, 80% греческих компаний говорят, что хотели бы уйти из Греции.
Между тем, центральные банки продолжают печатать деньги. Каковы последствия такой политики «супердешевых денег»?
Снижение процентных ставок и печать денег не решат проблемы.Центральные банки в целом должны обеспечить стабильную денежную массу и не должны пытаться стать движущей силой роста. Такой подход не работает. Свободные деньги – справедливый метод решения экономических проблем, порождаемых политикой справедливости. Потому что если процентные ставки ниже рыночного уровня, то вы просто раздаете деньги – и создаете пузыри активов. Но пузыри активов не способствуют реальному росту. Это единственное, что не могут сделать центральные банки. Они могут создавать пузыри активов, замедлять экономику, «прокалывать» пузыри активов, но не могут заставить экономику расти. Нулевые процентные ставки только повышают рыночную стоимость финансовых активов. Но не увеличивают доходы. Так что по сути это «пособие» для богатых.
Отрицательные ставки: зло или благо?
Отрицательные процентные ставки – это полная катастрофа. Они не заставляют людей тратить больше, а заставляют их больше копить, так как люди опасаются за свое будущее. Люди не могут ничего заработать, они теряют свои сбережения. И если опустить отрицательные ставки еще ниже, люди просто станут откладывать деньги. Это в определенной степени уже происходит в Японии: люди покупают сейфы и складывают наличные. В конце концов, если слишком сильно опустить процентные ставки, люди будут забирать деньги из банковской системы, и она может развалиться. Пока что отрицательные ставки не достигли такой отметки, но если ставки составят один, два или три процента, банковская система действительно окажется под ударом.
Судя по всему, Федрезерв пока отказывается от отрицательных процентных ставок. Что будет дальше с монетарной политикой в США?
Если экономика настолько слаба, то в Штатах можно ожидать появления нового способа раздачи денег. Учитывая замедление экономики и отсутствие роста зарплат деньги, вероятно, будут «сбрасывать с вертолета». И так как рынком на самом деле управляют Федрезерв и другие центральные банки, то снова стоит ожидать роста стоимости акций. Соответственно на рынке будет отмечаться сильная волатильность.
Как инвесторы могут подготовиться к этому?
Долгосрочным инвесторам следует покупать акции компаний, которые образуют устойчивые потоки свободных денежных средств. Не беспокойтесь по поводу рыночной волатильности, поскольку задача компаний в долгосрочной перспективе – увеличение наличности. В мире бумажных денег быстроразвивающиеся компании – хорошее средство накопления. Как показывает опыт, если вы купили только свободные потоки денежных средств, то смогли опередить рынок. Поэтому если вы приобретете компанию с потоками свободных денежных средств в условиях волатильности, то добьетесь больших успехов по сравнению с рынком и будете крепче спать. Следовательно, не стоит связываться с такими акциями, как например, Tesla. Источник: Финансы — Новости рынка Forex