Мир перевернулся: инвесторы бегут из Лондона и Франкфурта в Москву и Рио | Финансы
Решение британцев выйти из Европейского Союза перевернуло восприятие о мировых политических рисках с ног на голову. Теперь управляющие активами считают, что инвестиционные возможности нужно искать в Бразилии с ее новым правительством и в изолированной от общества России, поскольку охваченный политическим хаосом Старый Свет более не выглядит безопасным и не внушает доверия. Еще до референдума некоторые рынки облигаций в развитых странах по ценовой волатильности обогнали рынки развивающегося сегмента.
«Безусловно, можно говорить о том, что сейчас есть развивающиеся рынки, которые безопаснее некоторых рынков в развитых странах», — утверждает Сергей Стриго, глава отдела долговых бумаг развивающихся рынков в Amundi Asset Management — это крупнейшая европейская инвестиционная компания с активами в управлении на сумму 1 трлн долларов, делавная ставку на выход Британии из ЕС.
Стриго планирует прикупить облигации в российской и бразильской валюте, а мексиканских и аргентинских активов в его портфеле уже выше нормы. И он не одинок. Мировые рынки рухнули в пятницу, узнав результаты референдума, а BNP Paribas Investment Partners увеличили свое присутствие в России, Колумбии и Южной Африке через кредитно-дефолтные свопы.
Аналитики Societe Generale в понедельник расхваливали рублевые векселя за их «ореол безопасности», а на фондовой бирже Йоханнесбурга был отмечен самый большой приток капитала за период с марта 2009 года. По данным агентства Bloomberg, на прошлой неделе инвесторы вложили 1.75 млрд долларов в американские биржевые фонды, ориентированные на акции и облигации развивающихся рынков — это максимум за последние три месяца. Волатильность на фондовых рынках отличалась радикально. Тридцатидневная волатильность на рынках США, Европы и Великобритании рванула вверх после референдума и обосновалась выше уровней, зафиксированных в конце первого квартала.
Между тем, трейдеры на рынках акций в Бразилии, России, Индии и Китая отреагировали на это событие весьма сдержанно, а 30-дневная волатильность почти не изменилась, оставшись ниже или на уровне значения 31 марта. Выбор Великобритании лишает привлекательности страны, традиционно считавшиеся предсказуемыми и стабильными, на этом фоне риски, характерные для развивающихся рынков, кажутся вполне приемлемыми, особенно для тех, кто бежит от отрицательных ставок. Брекзит столкнул британскую валюту в бездонную пропасть и заставил инвесторов судорожно соображать, как ослабление Евросоюза повлияет на экономическое и политическое будущее Европы.
Инвесторы, купившие гос. облигации Великобритании, через 10 лет могут рассчитывать на доходность в размере 0.93% — и это при таких-то политических рисках. В России, Бразилии и Южной Африке аналогичные бумаги приносят от 8.5 до 12%. «Из-за высокой неопределенности сейчас лучше держаться от европейских активов подальше и обратить внимание на развивающиеся рынки, где Россия и рубль выгдялят весьма привлекательно», — уверен Юрий Тулинов, глава отдела исследований в ОАО АКБ РОСБАНК. «Когда Европа разваливается на части относительно изолированная Россия кажется инвесторам тихой гаванью».
Санкции, введенные против России Европой и США два года назад, позволили стране осовободиться от торговых связей с Европой, из-за которых сейчас так штормит все развитые рынки. После долгих лет рецессии, расточительных политик, и роста дефицитов бюджета, политические реформы в Бразилии и Аргентине, инициированные бывшими банкирами Уолл-стрит на государственных постах, снова привлекают инвесторов.
В понедельник доходность по российским рублевым ОФЗ со сроком погашения в 2027 году достигла 8.5% — в этом месяце она снизилась более чем на 30 пунктов до двулетних минимумов. За это время санкции ЕС и США против России за ее роль в украинском конфликте закрыли внешние долговые рынки для крупнейших российских компаний с государственным участием и вынудили Москву дистанцироваться от Европы. «По иронии судьбы санкции защитили Россию», — поясняет Ян Ден, глава отдела исследований в компании Ashmore Group, управляющей активами развивающихся рынков на сумму 51 млрд долларов. «На самом деле, Россию вынудили не зависеть от европейских или американских банков, поэтому она в относительной безопасности».
Индекс Bloomberg по облигациям развитых стран приносит инвесторам абсолютный годовой доход в размере 11%, а аналогичные долларовые бумаги развивающихся рынков — 9%. Однако если учесть волатильность, то развивающиеся страны побеждают: доходность с поправкой на риск составляет 1.6% и 2.1% соответственно. После референдума Великобритания погрузилась в состояние политической анархии: Премьер министр Дэвид Кэмерон подал в отставку, ходят слухи, что Шотландия, голосовавшая за сохранение членства в ЕС, снова будет требовать суверенитета.
Пока политики спорят об условиях Брекзита и переговорах, которые могут затянуться на два года, а то и больше, на региональных рынках будет царить неопределенность, а регуляторы США и Европы, вероятно, будут вынуждены сохранить стимулы, чтобы поддержать рынки облигаций.
Большинство стран Латинской Америки переживают относительное затишье. В Аргентине Президент Маурисио Макри потратил свои первые месяцы работы на то, чтобы сделать экономику более привлекательной для инвесторов. А перуанские избиратели тоже выбрали себе президента, который пользуется особой любовью у крупного бизнеса страны. Бразилия уже близка к тому, чтобы разрешить многомесячное политическое противостояние, поскольку исполняющий обязанности президента Мишел Темер берет власть в свои руки, а Дилма Руссефф ожидает импичмента, который окончательно лишит ее полномочий.
«Мне нравятся страны, которые находятся подальше от эпицента», — отмечает Брайан Картер, глава отдела по развивающимся рынкам ценных бумаг с фиксированной доходностью в BNP Paribas. «На фоне крайне низких процентных ставок, сегмент ЕМ выглядит привлекательно, кроме того, только здесь можно рассчитывать на доходность».
Подготовлено Финансы по материалам агентства Bloomberg Источник: Финансы — Новости рынка Forex