«Иррациональное изобилие» Гринспена 20 лет спустя | Финансы

Двадцать лет назад Алан Гринспен беспокоился по поводу рынка акций. А сейчас его больше тревожит состояние рынка облигаций. Сегодняшний день знаменует собой годовщину знаменитой речи бывшего главы ФРС об «иррациональном изобилии», в которой он задавался вопросом о чрезмерном росте активов, высказав предположение о том, что на фондовом рынке надувается финансовый пузырь. С тех пор эта фраза вышла за пределы Уолл-Стрит и Мейн-Стрит, получив широкую популярность.

«Если вы будете оценивать меня по моему прогнозу об иррациональном изобилии, моя оценка будет невысокой. Но с аналитической точки зрения я описывал процесс, который, как я тогда был убежден, должен был вызывать у всех нас большое беспокойство», — поясняет г-н Гринспен в интервью The Wall Street Journal. Г-н Гринспен, который возглавлял Федрезерв с 1987 по 2006 гг., признает, что выбрал именно эти слова из-за их эпатажности: «Я четко осознавал, что присутствие специфической формулировки должно было испугать рынок», — рассказывает Гринспен.  

По теме: Алан Гринспен выступил против психов

Это не сработало. Акции стремительно обвалились, но так же быстро восстановились. К августу 1997 года, когда индекс S&P 500 поднялся на 27% с момента выступления бывшего председателя ФРС, фраза об «иррациональном изобилии» мелькала в новостных лентах примерно дважды в день, что весьма солидно для тех времен, отмечает Себастьян Маллаби из Совета по международным отношениям.  «Чем чаще повторялось это клише, тем стремительнее росли рынки, — пишет Маллаби в недавно опубликованной биографии Гринспена. – Если бы попытку Гринспена замедлить ралли облекли в форму ироничного мема, его популярность не имела бы границ».  

Акции росли более трех лет, после чего, в 2000 году раздувшийся пузырь лопнул. За этим последовал еще более впечатляющий коллапс рынка жилья, а в 2008 году наступил финансовый кризис.   Термин «иррациональное изобилие», который пришел в голову г-ну Гринспену однажды утром при написании речи, жив и по сей день. Поиск Google по этой фразе выдает 390 тысяч результатов. В 2000 году экономист Йельского университета и лауреат Нобелевской премии Роберт Шиллер написал книгу с одноименным названием. А когда Гринспен вышел на пенсию, комедийная телевизионная программа The Daily Show посвятила ему целую рубрику под названием «Нерационально изобильная дань Алану Гринспену».    

На сегодняшний день Гринспена уже не так волнует поведение акций, как в середине 1990-х гг. Гораздо большее беспокойство вызывает рынок облигаций и недавний резкий рост процентных ставок. «Дело не в S&P 500. По-настоящему меня волнует динамика 10-летних векселей и 30-летних облигаций, — признается экономист. – Главное, что бросается в глаза – это соотношение цены к прибыли на рынке облигаций. И этот фактор нельзя назвать несущественным».   

Он также обеспокоен тем, что экономике может угрожать стагфляция – рост цен в сочетании со слабым ростом. «Вероятность такого сценария выше, чем 50/50. Именно это меня волнует на данном этапе», — отмечает Гринспен.  При этом он остается верным своей позиции невмешательства, которую выражал во время коллапса на рынке недвижимости. «Если пузырь появляется, то его нельзя остановить без причинения серьезного вреда экономике. Лучшее, что можно предпринять – не вмешиваться и преодолевать последствия по мере их появления»,- считает известный американский экономист.  

Подготовлено Финансы по материалам издания The Wall Street Journal Источник: Финансы — Новости рынка Форекс

Читайте также:


Комментарии запрещены.

Информационный портал Аkimataktobe.kz

Статистика
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru