Иран может отравить жизнь своим соседям по Персидскому заливу | Финансы
Иран ликует и готовиться вернуться в большой мир после десяти лет санкций, но его арабские соседи по Персидскому заливу совсем не рады: для них настали худшие времена со времен мирового финансового кризиса. Правительства шести стран Совета по сотрудничеству стран Персидского залива предпринимают беспрецедентные меры, чтобы сгладить пагубные последствия падения цен на нефть, и сокращают свои некогда самые щедрые в мире системы социального обеспечения, чтобы закрыть дыры в бюджете. В некоторых странах государство задерживает платежи подрядчикам, а компании сокращают штат, чтобы снизить затраты. Все крупные фондовые индексы на Ближнем Востоке за исключением Тегерана падают, поскольку перспектива выхода Ирана на международные рынки и, соответственно, ухудшения и без того непростой ситуации с перепроизводством, из отдаленной превратилась в отчетливую. При стоимости нефти ниже 30 долларов за баррель правительствам, вероятно, придется еще сократить льготы для граждан, которые успели привыкнуть к ним — а время выбрано крайне неудачно, поскольку регион охвачен волнениями.
«Персидский залив жил за счет экспорта энергоносителей и гос. сектора сорок лет; больше там ничего не знают и не умеют, поэтому легких и быстрых решений для сегодняшних проблем не существует», — отмечает Саймон Вилльямс, старший экономист HSBC по Восточной Европе, Ближнему Востоку и Северной Африке. Если цены на нефть не вырастут, на плечи жителей этих стран ляжет бремя реформ в условиях роста затрат и сокращения реального дохода.
Покупательский бум
Пока Иран жил под санкциями, введенными из-за ядерной программы в стране, страны Персидского залива все последнее десятилетие копили резервы и формировали фонды национального благосостояния за счет прибылей от продажи нефти. Эти фонды скупали акции таких компаний как Barclays Plc и General Electric Co., гос. сектор разросся до гигантских размеров, при этом там работает в основном местное население, тогда как рабочие места в частных компаниях по большей части занимают иностранцы. Однако ситуация постепенно меняется. Чистые иностранные активы Центробанка Саудовской Аравии сократились на 96 млрд долларов за первые 11 месяцев 2015 года до 628 млрд долларов, а правительство выпустило облигации впервые с 2007 года, чтобы финансировать дефицит бюджета, который составляет около 15% от объема экономического производства. Власти планируют продать доли в государственных предприятиях — от больниц и дорог до аэропортов — а также сократить субсидии на топливо. «Это первые фискальные трудности более чем за 15 лет», — отметил Раза Агха, старший экономист по Ближнему Востоку в ВТБ Капитал. «Предпринять подобные меры — это большой шаг для них».
Никаких запретов
Принц Мохаммед ибн Салман, сын короля и второй претендент на трон в интервью изданию The Economist в этом месяце сообщил, что правительство может частично приватизировать крупные нефтяные компании. Не исключаются никакие экономические реформы, в том числе и те, которые повлекут за собой увольнения неэффективных государственных служащих. Бахрейн и Оман также подняли внутренние цены на топливо, а власти в Маскате обдумывают возможность отмены освобождений от уплаты корпоративного налога на прибыль. Даже Объединенные Арабские Эмираты и Катар сократили субсидии — по данным Международного валютного фонда эти две страны лучше подготовлены и способны пережить падение цен на нефть с меньшими потерями из-за объема принадлежащего им активов относительно численности населения. «Политический контракт между правителями и гражданами основан на обеспечении благосостояния для граждан, поэтому любое сокращение субсидий или других благ сопряжено с политическим риском», — поясняет Тоби Матьесен, старший научный сотрудник в Оксфордском Университете. Рынки в регионе уже почувствовали на себе неблагоприятные последствия. Банки взимают более высокий процент на рынке межбанковского кредитования, а инвесторы сомневаются в способности региональных центральных банков поддерживать привязку национальных валют к доллару.
Падение на фондовом рынке
Tadawul All Share Index в Саудовской Аравии в конце минувшей недели упал на 5.4%, таким образом, совокупное падение за последний год достигло 35%. Индекс развивающихся стран MSCI Emerging Market Index за тот же период потерял 26%. «Ясности никакой, все поступающие новости исключительно плохие, а отмена иранских санкций грозит увеличением объема добычи и предложения на перенасыщенном рынке», — утверждает Мохаммед Альсувейд, глава департамента по денежным рынкам и рынкам капитала в Adeem Capital в Эр-Рияде. По словам Этихада Рейла, застройщика и оператора железной дороги в ОАЭ, компания сокращает около 30% сотрудников, поскольку Абу Даби стремится снизить затраты. Националный банк Рас-эль-Хайма также увольняет 250 сотрудников, пытаясь подстроиться под новые реалии.
Дубай — исключение из правил
В отчете, опубликованном в декабре 2014 года, МВФ внес Дубай, главный деловой центр ОАЭ, в число наиболее успешных примеров экономической диверсификации в Персидском заливе. В исследовании говорится о том, что ослабить нефтяную зависимость очень трудно, при этом успех, как правило, обусловлен политиками, реализованными до ценового шока на рынке. За год, начиная с 21 марта, доход Ирана от экспорта нефти составил 25% от общего объема поступлений, о чем свидетельствует проект бюджета представленный в парламент в минувшее воскресенье. Для сравнения: в Саудовской Аравии этот показатель равен 70%. И все же Ирану придется долго наверстывать упущенное, прежде чем он сможет конкурировать с другими экономиками региона, в первую очередь ему нужны инвестиции в развитие инфраструктуры. «Иран и страны Персидского залива находятся на разных ступенях экономической зрелости, Ирану нужно вкладывать деньги в добычу и переработку нефти, при этом они вынуждены начинать процесс позже остальных», — отметил Адель Абдель Гафар, профессор Катарского Университета. «Если Иран сможет быстро наверстать упущенное, то составит серьезную конкуренцию своим соседям». Источник: Финансы — Новости рынка Forex