Goldman советует не обольщаться, восстановление на сырьевых рынках будет недолгим | Финансы
Goldman взялся за старое. Один из крупнейших в мире финансовых институтов не желает отступаться от своих медвежьих прогнозов по сырьевым активам и, в частности, по железной руде, несмотря на то, что цены стремительно растут, сметая всех медведей на своем пути. Буквально за день железная руда подорожала на 20%, но все равно не смогла разубедить аналитиков Goldman в том, что рост в нынешних условиях не уместен. В частности, глава отдела аналитики по сырьевым рынкам Goldman Джеффри Кюрри заявил, что «рыночные прогнозы относительно рефляции, корректировки и балансировки обусловили преждевременный рост цен, который вряд ли будет устойчивым и долговечным».
На самом деле, фундаментальные факторы, особенно на рынке нефти, оставляют желать лучшего, а место для хранения быстро заканчивается. Несмотря на это настроения, кажется, резко изменились. По словам Кюрри, для завершения процесса балансировки нужны низкие цены, нужно финансовое давление и стресс для энергетических компаний. В противном случае восходящая динамика обречена на провал, и мы уже имели возможность убедиться в этом прошлой весной. По мнению Goldman, именно это преждевременное и неуместное возбуждение станет катализатором для очередного нисходящего витка на рынке сырьевых активов: цены выросли слишком рано и слишком сильно, задолго до того, как рынок сумеет скорректироваться устранить последствия перепроизводства.
В прошлом году низкие цены были обусловлены дефляцией, дивергенцией и отказом от заемных средств, при этом процесс набирал обороты, раскручиваясь по нисходящей спирали. Дефляционное давление, вызванное переизбытком предложения на рынке сырья, увеличило дивергенцию между ростом в США и укреплением доллара, который в свою очередь усугубил проблему стоимости финансирования на развивающихся рынках и подтолкнул их к отказу от заемных средств через сокращение инвестиций. Итог — снижение спроса на сырье и далее по новому кругу. Скорее всего эта динамика начала угасать, поскольку в прошлом году появились признаки перебалансировки, однако они же привели к смене позиционирования и формированию нового тренда, который может просуществовать еще некоторое время. Как бы там ни было, чем дольше цены растут, тем больше вреда тем самым едва зародившимся признакам перебалансировки.
Иными словами, короткое покрытие приведет к росту цен, что в свою очередь выльется в увеличение производства, переизбыток предложения и… очередное противостояние между фундаментальными и техническими факторами / позиционированием. Победит фундамент и цены устремятся вниз, к прежним уровням поддержки. И тут с Кюрри не поспоришь. Он пишет о том, что процесс рефляции, корректировки и отказа от заемных средств еще слишком неустойчив.
В прошлом месяце появились первые намеки на то, что рынок снова приходит в состояние равновесия. Дефляция превратилась в рефляцию, а в США и других странах-производителях энергоносителей, не входящих в ОПЕК, наконец-то началось долгожданное сокращение объемов добычи, что и привело к росту цен. Дивергенция уступила место процессу корректировки на фоне растущих опасений относительно темпов экономического роста в США. Эти факторы в сочетании с улучшением данных по сектору обрабатывающей промышленности в Европе и увеличением объемов кредитования в Китае за январь заставили рынок задуматься о том, действительно ли Штаты фундаментально опережают своих соседей. Эти сомнения привели к снижению курса доллара и удорожанию золота. Между тем, последние политические решения Китая на фоне роста кредитования, говорят о возможном увеличении инвестиций с использованием заемных средств.
По мнению аналитиков Goldman, подобная динамика может сохраниться еще в течение некоторого времени, однако в сложившихся обстоятельствах она вряд ли будет устойчивой и долгосрочной. Кроме того, последние экономические данные по США позволяют говорить о том, что тема расхождения между американской экономикой и экономиками большинства других развитых стран по-прежнему актуальна: базовый CPI растет, уровень занятости растет, сектор обрабатывающей промышленности восстанавливается, а индикатор MAP по США, показывающий то, насколько макроэкономическая статистика расходится с ожиданиями, существенно вырос и почти достиг положительной территории — впервые в 2016 году. Более того, экономисты банка по-прежнему рассчитывают на уверенный рост потребительских расходов в диапазоне 2.5%-3% в 2016 году. И, наконец, темпы роста кредитования в Китае все еще сильно опережают показатели ВВП, а это значит, что потребность в отказе от заемных средств сохраняется.
«Мы по-прежнему уверены, что рынок нефти продолжит корректироваться и к концу года перейдет в режим дефицита, однако одних только «первых признаков» не достаточно, чтобы сформировать новый устойчивый бычий рынок», — пояснили в Goldman. В основе роста должен быть настоящий, физический дефицит, но он появится не ранее чем через несколько месяцев и то если сохранятся модели поведения, возникшие под влиянием падения цен в январе и феврале. Сырьевые рынки — это рынки реальных физических активов, и в этом они сильно отличаются от финансовых рынков, движимых прогнозами, предчувствиями и ожиданиями. Вот почему преждевременный рост цен на нефть обречен на провал.
Среди первых положительных результатов процесса корректировки на рынке нефти можно выделить планируемое снижение объема добычи в США (примерно на 600 тыс. баррелей в день), перебои с поставками в Ираке и Нигерии (около 750 тыс. баррелей в день), значительные сокращения в странах за пределами ОПЕК (около 400 тыс. баррелей в день) и увеличение спроса на нефть в США. Конечно, перебои с поставками в Ираке и Нигерии, скорее всего, будут временными, но все же они помогут ускорить процесс балансировки. Между тем другие факторы чувствительны к цене и в большей степени связаны с предполагаемыми корректировками, которые на самом деле еще не произошли. Сейчас на рынке нефти по-прежнему наблюдается большой профицит, который подтверждается увеличением объема запасов в США и в мире в целом. Чтобы сохранить и усилить финансовое давление на производителей, вынуждая их сокращать добычу, цены на нефть должны колебаться в диапазоне от 40 (уровень финансового стресса) до 20 (уровень операционного стресса) долларов за баррель
Цены на железную руду за минувшую неделю продемонстрировали самый стремительный рост и преодолели отметку 60 долларов за тонну. Однако эта восходящая динамика также будет недолгой. Goldman сохраняет свой прогноз на конец года на уровне 35 долларов за тонну. Железная руда подорожала из-за роста цен на сталь, обусловленных необходимостью поднять рентабельность сталелитейных заводов и мотивировать операторов возобновить производство и увеличить операционные запасы сырья перед началом пикового сезона в строительном секторе Китая. И все же физический дефицит стали можно восполнить очень быстро, рентабельность снова снизится, а цены на железную руду — устремятся вниз. Иными словами, общий макроэкономический фон на рынке не изменился, а рост цен — это лишь временное затишье перед новой бурей.
Выводы Goldman: «Процессы дефляции, дивергенции и отказа от заемных средств возобновятся и усилят нисходящее давление на стоимость сырья в краткосрочной перспективе. Однако сформированный ими порочный круг и, соответственно, медвежья ценовая динамика уже практически полностью отыграны в этом цикле, особенно на рынке нефти. Поэтому мы сохраняем бычий прогноз на конец года по энергоносителям. При этом следует помнить, что мы имеем дело с медвежьим рынком, обусловленным факторами предложения, который отличается от рынка, где цены диктует спрос. На движимом спросом рынке производителям трудно быстро подстроиться под растущий спрос, поскольку низкие цены привели к сокращению производственных мощностей. Но если динамика цен обусловлена предложением — как сейчас —то спрос, фактически, не меняется, это предложение падает ниже его уровня и, таким образом, создается дефицит. Это значит, что в условиях рынка, движимого предложением, развить восходящую ценовую динамику значительно сложнее, поскольку производство возобновляет рост вместе с ценами».
Сбудутся ли прогнозы Goldman — покажет время. Стоит лишь отметить, что спрос на ряд сырьевых товаров — в первую очередь на дистилляты — продолжает падать на фоне резкого сокращения объемов мировой торговли (о чем красноречиво свидетельствуют последние китайские данные по торговле, показавшие снижение до 209.5 млрд юаней против прогноза на уровне 341 тыс. юаней). А это еще сильнее осложняет процесс корректировки. Источник: Финансы — Новости рынка Forex