Где может застрять мировая нефть? | Финансы
Общеизвестно, что львиная доля нефти перевозится по миру на танкерах. Однако менее известен тот факт, что почти половине транспортируемой сырой нефти приходится пересекать воды, в которых реальностью являются такие факторы, как пиратство, угроза террористических атак или вероятность того, что местные правительства могут заблокировать водный путь. Согласно данным Business Insider, на карте международных маршрутов транспортировки нефти можно выделить семь основных «узких мест», и 4 из них – причем крупнейшие – расположены в политически нестабильных или неблагоприятных в силу иных причин регионах, что потенциально может стать угрозой для запасов нефти по всему миру.
По теме: Откуда взялся ажиотаж у британских пунктов перегрузки нефти?
17 млн бар/д через Ормузский пролив
Серьезнейшую проблему для танкерных перевозок представляет собой Ормузский пролив в Персидском заливе, расположенный между Оманом и Ираном. Через контролируемый Ираном проход ежедневно транспортируется 17 млн баррелей нефти.
Четыре года назад Иран уже угрожал закрыть пролив, а ранее в этом году снова повторил свою угрозу. И хотя своих обещаний он так и не выполнил, это отнюдь не означает, что Иран вновь не прибегнет к бряцанию оружием или не перейдет в следующий раз к действиям, в случае если противостояние между Тегераном, Эр-Риядом и Вашингтоном продолжится.
Ширина пролива в самой узкой его точке составляет всего 21 милю, однако его ширины и глубины достаточно, чтобы по нему прошли крупнейшие танкеры мира. Альтернативу этому проходу представляют несколько трубопроводов, но их пропускная способность ограничена. Основной объем экспорта, транспортируемого через этот пролив, направляется на рынки Азии.
По теме: Забудьте про ОПЕК и сланцевиков, скоро нас захлестнет волна нефти из северных морей
15,2 млн бар/д через Малаккский пролив
Вторым номером по объему проходящей через него нефти является Малаккский пролив между Индонезией и Малайзией – он ежедневно пропускает 15,2 млн баррелей. Это место опасно с географической точки зрения, поскольку оно очень мелководно. Кроме того, через него проходит огромное количество морских судов – до 80 тыс. в год. Дополнительной проблемой для данного региона является и пиратство.
Этот проход является кратчайшим путем из Ближнего Востока на азиатские рынки.
4,6 млн бар/д через Суэцкий канал
Суэцкий канал в Египте ежедневно пропускает через себя 4,6 млн баррелей нефти. После революционных событий «Арабской весны» Египет продолжает оставаться политически нестабильным государством, с постоянно нависающим над ним угрозой террористических атак на инфраструктуры. И, хотя теоретически вероятность данного сценария сохраняется, все же представляется крайне маловероятным, что Египет — вне зависимости от степени напряженности его отношений с Саудовской Аравией — решит отказаться от столь прибыльного актива. Только в текущем году суда, проходящие через этот недавно расширенный водный путь, должны принести в бюджет страны около 5.7 млрд долларов
3.8 млн бар/д через Баб-эль-Мандебский пролив
К югу от Суэцкого канала расположен еще один пролив, на долю которого ежедневно приходится 3,8 млн баррелей мировой нефти. Он разделяет Йемен и африканские государства Джибути, Эритрею и Сомали. Такое географическое положение делает поставки через пролив уязвимыми перед постоянной угрозой пиратов и других военизированных группировок, хозяйничающих в этом регионе.
В совокупности через эти 4 водных пути ежедневно проходит 40,6 млн баррелей нефти. Что касается оставшихся трех «бутылочных горлышек», их воды гораздо безопаснее, за исключением разве что турецких проливов Босфор и Дарданеллы, пропускающих через себя около 2,9 млн баррелей мировых поставок нефти. Учитывая политический курс нынешнего турецкого правительства во главе с Эрдоганом, нельзя исключать вероятности внезапного закрытия проливов в качестве демонстрации силы.
В остатке мы имеем Датские проливы (3.3 млн бар/д; преимущественно – канал поставок российской нефти в Европу) и Панамский канал (последний в списке, всего 800 тыс. бар/д). Еще порядка 4.9 млн баррелей нефти транспортируется через мыс Доброй надежды перевозчиками, которые предпочитают действовать в обход сомнительных Суэцкого канала и Баб-эль-Мандебский пролива.
В этом году, по данным Минэнерго США, ежедневное мировое потребление нефти составит 95.33 млн бар, из которых 52.6 млн переправляются морем. Какие-либо проблемы, возникшие в любом из перечисленных «бутылочных горлышек», могут с легкостью спровоцировать рост цен на нефть.
Подготовлено Финансы по материалам OilPrice.com Источник: Финансы — Новости рынка Форекс