Deutsche Bank: как Lehman только хуже? | Финансы
Когда над Deutsche Bank, крупнейшим немецким кредитором, начали сгущаться тучи, многие задумались о том, насколько он значим для мировой финансовой системы. Чтобы ответить на этот вопрос, достаточно сравнить его с Lehman Brothers, крах которого не просто наделал много шума но и, фактически, спровоцировал мировой финансовый кризис.
По состоянию на 31 мая 2008 года на балансе Lehman числились активы на сумму 639.4 млрд долларов и ационерный капитал на сумму 26.3 млрд долларов. Для сравнения: на 30 июня 2016 года активы Deutsche достигли 1.8 трлн евро, а акционерный капитал — 66.5 млрд евро. Иными словами, баланс немецкого банка в три раза больше, чем у Lehman Brothers.
По теме: Отрицательные ставки убивают банки. И Deutsche Bank тому яркий пример
В три раза хуже?
В связи с этим возникает следующий вопрос: значит ли это, что в случае банкротства Deutsche, мировой кризис будет в три раза масштабнее? К сожалению, доподлинно это никому не известно (пока не попробуем, не узнаем). Однако можно провести ряд параллелей с Lehman и попытаться сделать предварительные наброски. Во-первых, Lehman Brothers — это лишь катализатор, запустивший необратимые процессы. Истинные причины финансового кризиса — отсутствие надлежащего контроля со стороны регуляторов, безответственные стандарты кредитования и финансовые махинации, десять лет подтачивавшие основание мировой финансовой системы, прежде чем она рухнула в 2008 году. Можно пойти еще дальше и связать этот коллапс с привычкой забивать финансовую систему долгами всякий раз, когда экономика спотыкается об отрицательные реальные ставки (скорректированные с учетом инфляции), а потом и с QE-манией, охватившей все крупные Центробанки.
Lehman Brothers просто одним махом очистил систему от продуктов распада спекулятивного пузыря на рынке ипотечного кредитования; если бы правительство США вытащило банк из долговой ямы в сентябре 2008 года, убытки и банкротства мелких банков продолжались бы еще два-три года. По сути, Lehman сжал несколько лет падения на рынках долга и собственного капитала до шести месяцев — в истории американских финансовых кризисов это сопоставимо только с крахом 1929 года.
Можно ли покупать акции Deutsche сейчас, пока они стоят дешево?
Никакого банкротства Deutsche не будет, власти его не допустят, даже если для этого придется национализировать банк, оставив за бортом всех акционеров. Lehman был слишком большим, чтобы упасть, а Deutsche еще больше. В связи с этим возникает интересный вопрос: насколько привлекательны сейчас акции банка для инвестора? В конце концов, на прошлой неделе они достигли исторического минимума и продавались где-то по 20 центов за доллар номинальной стоимости.
По теме: Deutsche Bank: спасут или не спасут?
Прежде чем спешить с ответом, нужно учесть некоторые аспекты, не связанные непосредственно со стоиомостью акций.
Регуляторы — американские, или немецкие — склонны к разводнению акций во время массовых спасательных операций. Примеры? Обратный сплит акций Commerzbank и Citigroup в соотношении 1 к 10.
Конечно, не исключено, что с Deutsche Bank ничего подобного не произойдет, однако если у властей уже есть проторенная дорожка, почему бы им не пойти привычным путем? Кроме того, акции Commerzbank продолжали падать и после кризиса, поскольку экономика Германии балансировала на грани дефляции. Deutsche в меньшей степени ориентирован на внутренний рынок, но это еще один повод лишний раз все тщательно взвесить, пержде чем покупать акции банка на минимумах.
По теме: Британский хедж-фонд хочет потопить Commerzbank
Помимо потенциального разводнения и государственного вмешательства, есть еще один негативный фактор — возможное ускорение дефляционных процессов в мировой экономике. Если это произойдет, инвестиции в DB надолго станут станут мертвым капиталом — японские финансовые компании пребывают в этом состоянии уже четверть века.
Банк как символ экономики
Обратите внимание на корреляцию между акциями Deutsche и доходностью по 10-летним гос. облигациям в США. Она незаметно существует уже много лет. Конечно, кажется немного странным говорить о государственных долговых бумагах США в контексте акций крупнейшего европейского банка. Возможно, было бы уместнее сравнивать их с динамикой немецкого рынка облигаций?
По теме: А Deutsche между тем набирает новые долги
Однако корреляция между доходностью по казначейским облигациям и акциями DB, по сути, отражает негативное влияние мировой дефляции на Deutsche Bank. Сейчас рынок активно закладывает в цену повышение ставки ФРС на декабрьском заседании, однако, учитывая низкие уровни ценового давления во всем мире, не исключено, что американскому ЦБ придется очень быстро развернуться на 180 градусов. Особенно, если в китайской экономике начнется рецессия на фоне дефляции.
Когда Федрезерв поднимал ставку в декабре 2015 года, мало кто предполагал, что доходность по гос. облигациям США в 2016 году может упасть к историческим минимумам. И сейчас вряд ли кто-то рассчитывает на ее снижение к 1% в 2017 году, однако, это вполне возможно в условиях низкой или вообще отсутствующей инфляции в большинстве развитых стран. Если же доходность спустися к 1%, стоимость акций DB будет выражаться однозначными числами — вряд ли инвесторы сочтут это выгодной сделкой.
Более того, имеются многочисленные сведения о том, что клиенты массово забирают деньги из банка. Таким же «набегам» подвегся Bear Sterns, прежде чем его выкупил J.P. Morgan, и Lehman — прямо перед банкротством. Подобная паника развивается стремительно и подпитывает саму себя. Такие активы восстанавливаются в цене долго и мучительно, и не всегда им это удается.
Ну и наконец политическая проблема. Немцы громче других кричали о том, что нельзя спасать безответственные финансовые институты, подконтрольные ЕЦБ, и теперь, когда их собственный крупнейший банк оказался на грани жизни и смерти они, по сути, загнали себя в угол. Если потребуется, помощь, конечно, придет, но в самую последнюю секунду, и такой ценой, которая точно не понравится акционерам.
Подготовлено Финансы по материалам Market Watch Источник: Финансы — Новости рынка Forex