Давайте тратить деньги! | Финансы
Без боли нет побед. Эта фраза хорошо всем известна. Однако как минимум с 2012 года жители западных стран на собственном опыте постигают еще одну истину: может быть боль и без победы. Годы жесткой бюджетной дисциплины в США, Европе и Японии ни к чему не привели, и теперь правительствам пора снова начать увеличивать расходы. Многие из них с негодованием отнесутся к такому предложению, особенно это относится к властям Германии – хотя и не к ним одним. Не понравится оно и политикам, рвущимся в высшую власть и жаждущим вытеснить с насиженных мест своих предшественников, вменяя им в вину именно тот факт, что их стараниями и был создан этот госдолг. Однако, отбросив в сторону идеологию и личные интересы, мы вынуждены признать простую и неизбежную истину: меры жесткой экономии не работают.
Японский премьер-министр Абэ с неохотой признал провал бюджетной дисциплины, объявив 1 июня, что правительство откладывает запланированное повышение налога на потребление. Повышение налога никак не помогло бы контролировать дефицит бюджета Японии и огромный госдолг, а, вероятнее всего, лишь сократило бы размер поступлений в казну. Достаточно вспомнить предыдущее такое повышение, реализованное в апреле 2014 года и быстро отбросившее экономику страны обратно в состояние рецессии. Еврозона – чемпион среди развитых стран по жесткой экономии – пока еще так и не пришла к пониманию этого очевидного факта. В 2012 году лидеры стран еврозоны подписали фискальное соглашение, нацеленное на контроль за уровнями госдолга, который на тот момент составлял, по данным МВФ, 91.3% от ВВП. Пакет мер включал обязательное урезание госрасходов и повышение налогов. К 2015 году дефицит бюджетов стран Еврозоны в отношении к ВВП сократился от пикового значения 2010 г. на две трети.
Однако при этом валовой размер госдолга фактически увеличился до 93.2% от ВВП. В то время как Германии удалось сократить этот показатель с 79.7% от ВВП в 2012 г. до 71% в прошлом году, коэффициенты долга во Франции и Италии продолжили расти, несмотря на жесткий финансовый контроль (особенно в Италии). Аналогичной траекторией двигалась и экономика Соединенного Королевства, где валовой госдолг вырос с 85.3% от ВВП в 2012 г. до 89.3% в 2015 г. В США за тот же период этот показатель повысился с 102.5% до 105.8%.
Проблема кроется, конечно, в слабом экономическом росте, который сдерживает рост зарплат, сокращает размер налоговых поступлений в казну и не дает правительствам расплатиться со своими долгами. А одним из главных препятствий на пути экономического роста является на данном этапе строгая бюджетная дисциплина. Чем сильнее правительства сокращают свои дефициты, тем быстрее замедляется рост экономики – и тем более труднодостижимыми становятся цели по сокращению задолженностей. Так работает самоубийственный замкнутый круг жесткой экономии.
Справедливости ради стоит отметить, что она не всегда работает именно так. В инфляционные 1970-1980-е, когда спрос инвесторов на премию за инфляционные риски взвинчивал стоимость долгосрочного кредитования, дефициты большого размера, как правило, провоцировали дальнейший рост долгосрочных процентных ставок, в то время как дефициты небольшого размера способствовали их снижению. Этот опыт позволил политикам после 2010 г. допустить, что снижение спроса со стороны правительства стимулирует рост частных инвестиций. (Отметим, что в еврозоне аргументом в пользу бюджетной дисциплины стало также отсутствие доверия между странами и требования стран-кредиторов, согласно которым страны-должники должны были испытать определенную «боль» в обмен на «победу» в виде пакета финансовой помощи).
Однако времена изменились. Для начала, мы больше не живем в эпоху инфляции. Напротив, Япония и ряд государств еврозоны борются с дефляцией, а инфляция в Британии практически равна нулю. Лишь в Америке цены немного набирают обороты, и то – очень скромными темпами. Более того, стоимость долгосрочного кредитования находится на исторических минимумах – там же, где и пять лет назад. В подобных условиях жесткая экономия стала настолько серьезной обузой для экономики, что даже подешевевшая вдвое за последние 18 месяцев энергия не смогла исправить ситуацию. Экспансионистской монетарной политики – то есть массивных вливаний ликвидности посредством мер количественного смягчения – также оказалось явно недостаточно. Хотя программа QE исправно выполняет свою функцию, оставаясь необходимой в Европе и Японии, она не смогла стимулировать частные инвестиции и ускорить темпы создания рабочих мест и роста зарплат.
Помочь могут прямые инвестиции в заработную плату. Британия повысила обязательный уровень минимальной оплаты труда, и вскоре ее примеру последует ряд штатов США, включая Калифорнию. В наибольшем выигрыше благодаря такому подходу может оказаться Япония с ее стагнирующими зарплатами на фоне очевидного дефицита рабочей силы.
Однако в современном мире ничто не сможет заменить фискальное стимулирование. Многие страны, особенно в Европе, должны увеличить объемы государственных инвестиций в инфраструктуры. В целом же Европе для перезапуска экономики и стимулирования производительности необходим новый «план Маршалла», только на этот раз самофинансируемый. В США тоже отмечается обширное поле для подобной деятельности. Подобные расходы могли бы даже опосредованно стимулировать рост налоговых поступлений в казну благодаря поддержке, оказываемой уровням занятости и зарплат.
Во времена низкой стоимости кредитования и почти полного отсутствия инфляции (а то и явной дефляции) жесткая экономия не может быть верным решением. Властям настало время признать, что боль без последующей победы не является необходимой. Пора начинать тратить деньги.
Подготовлено Финансы по материалам Project Syndicate Источник: Финансы — Новости рынка Forex