Брекзит — прекрасная возможность для перезагрузки британской экономики | Финансы
Долгие годы Банк Англии бездействовал, однако в следующем месяце ему, скорее всего, вновь придется взяться за дело, чтобы провести экономику через сложный период после Брекзита. Согласно прогнозам, регулятор снизит ставку, которая уже и так находится на историческом минимуме 0.5%. Банк обдумывает возможность вливания новых электронных денег в экономику, а также может облегчить условия кредитования.
Минфина тоже не дремлет и разрабатывает стимулирующие меры. План Джорджа Осборна по сбалансированию бюджета к концу срока полномочий нынешнего парламента полетел в корзину, а новый канцлер казначейства Филлип Хэммонд, вероятно, постарается проявить больше креативности в вопросах управления финансами. Он уже весьма прозрачно намекнул, что не упустит свой шанс.
Одно из главных преимущество Брекзита — это возможность перезапустить зависшую экономику. Без этого не обойтись после жесткого экономического шока, коим стало решение покинуть Европейский Союз. У британских политиков уже был шанс использовать комплексный подход к лечению структурных экономических недугов во время финансового кризиса 2008-2009 гг. Но они его упустили, и понадеялись, что Банк Англии сможет поддержать экономическую активность за счет снижения ставки и программы печатания денег, известной в народе как «количественное смягчение» или QE.
Затем появилась программа «финансирования кредитования», при помощи которой регулятор пытался мотивировать банки выдавать больше займов домохозяйствам и бизнесу. Каков результат? Очередной спекулятивный пузырь на рынке жилья и рост цен на активы. Экономика получила какой-то стимул, но все сливки собрали те, кто и так себе ни в чем не отказывает, а самые незащищенные слои населения в снова остались не у дел. Все усилия были брошены на сохранение статуса-кво, а не на изменения, подобные тем, что произошли, скажем, после Великой депрессии 1930-х или нефтяного шока 1970-х.
И тогда, и сейчас экономика нуждалась в комплексном подходе. Британии нужна своя версия Абэномики, трехуровневой стратегии, названной в честь Премьер министра Японии Синзо Абэ, которая задействует сразу три направления: монетарную политику, фискальную политику и структурные реформы.
Рассмотрим их по порядку. Монетарная политика — это сфера ответственности Банка Англии. Он определяет официальную стоимость заимствований, покупает облигации у банков за наличные деньги, чтобы увеличить денежную массу в экономике, и разрабатывает такие программы как «финансирование кредитования».
Монетарная политика — это самый быстрый способ стимулировать активность, поэтому Центробанк обеспечивает первую линию обороны против рецессии, которая может быть спровоцирована Брекзитом. Треднидл стрит старается максимально ясно дать понять, что держит руку на пульсе и контролирует ситуацию, однако в остальном нет никаких гарантий, что дальнейшее ослабление монетарной политики существенно повлияет на состояние экономики. Процентная ставка держится на отметке 0.5% уже более семи лет, поэтому вряд ли ее снижение до 0.25% или даже до нуля поможет радикально изменить ситуацию. То же самое относится и к расширению программы количественного смягчения еще на 50 млрд ф.ст. (за минувшие годы Великой рецессии регулятор уже закачал в экономику 375 млрд ф.ст.
Фискальная политика — это обязанность Казначейства. За этим названием скрываются корректировки государственных расходов и системы налогообложения. После краха Lehman Brothers в сентябре 2008 года, когда экономика оказалась в кризисном состоянии, Алистер Дарлинг сократил НДС и запустил инфраструктурные проекты для стимулирования спроса. Однако это скорее исключение, чем правило. Казначейство в основном отлынивает от своих обязанностей и сваливает всю тяжелую работу на Банк Англии. Монетарная политика стимулирует, а фискальная — ужесточает.
Консервативный подход к фискальной политике оправдываю тем, что после Великой рецессии государственные финансы Великобритании остались в плачевном состоянии. Финансовое здоровье нации можно оценить при помощи двух критериев: дефицит бюджета, который показывает разницу между налоговыми поступлениями и расходами за год, и национальный долг, который представляет собой совокупность всех дефицитов (и иногда профицитов). Во время Великой рецессии бюджета Великобритании достиг рекордных значений для мирного времени, а национальный долг удвоился.
Структурные реформы включают в себя всякие рутинные вопросы, которые позволят экономике работать более эффективно: получают ли дети образование, которое в будущем позволит им найти приличную работу; в каком состоянии находится инфраструктура страны; насколько просто предпринимателю найти финансирование для воплощения в жизнь своей блестящей идеи. В 1980-х годах под структурными реформами часто подразумевалось убийство профсоюзов и приватизация национализированных отраслей. Но реальные структурные реформы идут гораздо глубже и требуют от Британии того, чего ей в сильно не хватает — терпения.
На самом деле в британской экономической политике всегда прослеживалась тенденция к быстрым решениям и ничем не подкрепленная уверенность в том, что можно найти моментально исцеляющее лекарство для недугов, которые зрели многие десятилетия.
Эти долгосрочные проблемы — истощение производства, чрезмерная зависимость от финансового сектора, огромный и постоянно растущий дефицит торгового баланса, большие различия в производительности среди регионов — в итоге и привели к Брекзиту. Между состоянием региональной экономики и тем, как голосовали люди, прослеживается очень четкая связь.
Так что же нужно сделать? Несмотря на отсутствие каких-то ощутимых результатов, Банку Англии необходимо решительно и агрессивно ослабить монетарную политику на заседании 4 августа. Это поможет поднять доверие и, вероятно, не даст экономике скатиться в рецессию во втором полугодии.
Хэммонд, вероятно, получил от Премьер министра добро на радикальные меры в рамках фискальной политики, и он должен использовать их. Частный сектор не наращивает инвестиции со времен Великой рецессии, а после Брекзита, скорее всего, затянет пояса еще туже. Таким образом, правительству нужно закрыть образовавшуюся брешь.
Есть два способа сделать это. Казначейство может воспользоваться преимуществами низких ставок и взять займы на долгосрочные инвестиционные проекты. Не просто на строительство автомагистралей, железных дорог и аэропортов, но на развитие цифровой инфраструктуры и человеческих ресурсов Великобритании. Главная структурная слабость британской экономики — это безработица среди молодежи, закончившей школу с базовыми знаниями. Он самый высокий среди развитых стран.
Альтернативный подход будет заключаться в согласовании действий Казначейства и Банка Англии, при этом первое будет выпускать инфраструктурные облигации, а второй — покупать их через программу QE. Эта идея была предложена группой «Зеленого нового курса» после Великой рецессии, она подразумевала реализацию глобальной программы строительства жилья, оптимизацию использования энергии и создание рабочих мест в каждом территориальном округе Великобритании.
Джереми Корбин, будучи лидером лейбористов, также зацепился за эту идею, назвав ее «народным QE», но затем как-то охладел к ней. И это весьма примечательно. Зеленый новый курс или Народное QE — это то, что правительствам нужно держать наготове, когда наступают трудные времена, и у них кончаются другие альтернативы. Прямо как сейчас.
Подготовлено Финансы по материалам The Guardians Источник: Финансы — Новости рынка Forex