Американские НПЗ лишились своего главного преимущества — дешевой нефти | Финансы
Американские нефтеперерабатывающие предприятия съежились в дурном предчувствии: выгоды от дешевой нефти больше не будет
Утрата дешевой сланцевой сырой нефти лишила их ключевого преимущества перед иностранными конкурентами. Philadelphia Energy Solutions, оператор крупнейшего американского НПЗ на атлантическом побережье, в прошлом году настолько уверился в стабильном завтрашнем дне, что решился привлечь 272 млн долларов посредством первичного публичного размещения. Однако в сентябре эти планы пришлось отложить до лучших времен. Более того, компания уволила десятки сотрудников, приостановила выплаты пенсионных взносов и отменила ряд инвестиционных проектов.
Год может многое изменить, как, впрочем, и сокращение спреда между ценами на американскую нефть West Texas Intermediate и международный сорт Brent на 75%. Эта разница — в определенный момент она достигала 28 долларов за баррель — давала нефтеперерабатывающим предприятиям, расположенным на восточном побережье существенное конкурентное преимущество, позволяя продавать продукты нефтепереработки по более привлекательной цене, чем у заграничных конкурентов. Но производители сланцевой нефти снизили объемы добычи, что привело к сужению спреда до 1.65 долларов в среднем в этом году. «Они лишились своего главного подспорья, дешевой нефти», — отмечает Роберт Кэмпбелл, аналитик Energy Aspects.
Пострадали все американские НПЗ: лишившись доступа к чрезвычайно дешевой нефти, которую можно перерабатывать в топливо и продавать по ценам, привязанным к стоимости сорта Brent, они растеряли значительную часть своей рентабельности. Однако больше всех досталось именно тем предприятиям, которые расположены на восточном побережье Мексиканского залива. Их прибыли всегда были меньше, а конкуренция с иностранными, более эффективными заводами — выше. Некоторые были вынуждены сократить объем производства на фоне рекордного профицита предложения, накрывшего регион этим летом.
По теме: Двухлетний обвал нефти: победители и проигравшие
«Сейчас НПЗ на восточном побережье работают в тяжелых условиях, подобных тем, что в 2009-2012 привели к массовым закрытиям и приостановке деятельности», — отмечает Сэнди Филден, директор по исследованиям рынка нефти и нефтепродуктов в Morningstar. Delta Air Lines Inc. — еще одна жертва сужения спреда. Эта авиакомпания в 2012 году приобрела НПЗ неподалеку от Филадельфии в надежде сократить свои расходы на топливо, однако получила лишь головную боль и убытки, которые в этом году могут достигнуть 100 млн долларов.
Два года назад авиакомпания хвасталась тем, что может экономить 2-3 доллара с каждого барреля, покупая по 70 тыс. баррелей в день в Северной Дакоте со значительной скидкой относительно цены на нефть Brent. Phillips 66 и PBF Energy Inc., которым принадлежат заводы в Нью-Джерси и Дэлавере, сообщают о том, что в этом году рентабельность бизнеса в регионе сократилась в два раза, в основном из-за резкого сужения спреда.
Долгие годы цены на американскую и импортную нефть двигались параллельно, зачастую WTI торговалась с премией к нефти Brent из-за разного качества и стоимости транспортировки до берегов США, где спрос на бензин значительно выше, чем в Европе. Однако около десяти лет назад ситуация начала меняться из-за роста объема добычи в США, спровоцированного сланцевой революцией. Профицит рос, и американская нефть стала значительно дешевле своего европейского аналога.
Спред достиг пика в 2011 году, тогда за баррель нефти WTI давали 86.80 долларов, почти на 28 долларов меньше, чем за баррель нефти Brent. Эта неожиданная удача спасла многие предприятия на восточном побережье страны, которые находились в крайне плачевном состоянии и несли масштабные убытки. Некоторые покупатели решили, что смогут купить эти НПЗ подешевле и затем выгодно продать.
По теме: Парадокс растущего импорта нефти в США
Независимый нефтепеработчик PBF Energy Inc купил заводы в Нью-Джерси и Делавэре у Valero Energy Corp., расположенной в Сан-Антонио. А Carlyle Group, частная инвестиционная компания купила часть завода в Филадельфии у Philadelphia Energy Solutions, рассчитывая модернизировать его и построить новый терминал для разгрузки нефти, поступающей из Северной Дакоты.
Какое-то время эта стратегия работала. В период с 2005 по 2014 год компании, расположенные на восточном побережье сократили объем импортируемой нефти на 54%. Однако спред начал сужаться в 2012 году. Одним из факторов, изменивших ситуацию, стало строительство нового нефтепровода, который позволил сланцевым производителям добраться до потребителей на побережье Мексиканского залива. Коллапс цен на нефть довершил начатое.
В декабре федеральное правительство отменило ограничения на экспорт сырой нефти. Таким образом, американские добывающие компании получили возможность продавать свои излишки на мировых рынках, по более высоким ценам. К этому времени ценовой разрыв значительно сократился, однако аналитики уверены, что отмена запрета на экспорт не позволит ему вырасти до прежних уровней в обозримом будущем.
В прошлом году ежедневный импорт сырой нефти в регионе немного вырос — впервые за последние десять лет. Согласно последним данным, по железной дороге из Северной Дакоты на берега Атлантики прибывало всего по 135 тыс. баррелей в день, это на 66% меньше, чем год назад. «Те дни остались в прошлом», — отмечает исполнительный директор PBF Energy Том Нибли. «Зависимость от спреда очень опасна, а делать ставку на то, что он не изменится в течение долгого времени — крайне неразумно», — добавил он.
Подготовлено Финансы по материалам издания The Wall Street Journal Источник: Финансы — Новости рынка Форекс