75 лет спустя: немецкая диаспора Казахстана отмечает день скорби

АСТАНА, 28 авг – Новости Асем Миржекеева. Так уж исторически сложилось, что у каждого народа, проживающего в Казахстане, есть своя особая и памятная дата, омытая кровью и слезами, которая напоминает о том, как они оказались на этой земле. Немцы прибыли в Казахстан после всего лишь одного росчерка пера верных слуг «вождя народов». Корреспондент Новости не выезжая из страны, побывала в «Берлине», приняла участие в памятном митинге и поговорила с теми, кто до сих пор помнит долгий путь из отчего дома…

Пыльной тропою Берлина

Сегодня чтобы найти хотя бы одну историю о немцах, которых выслали из Поволжья в Казахстан, потребовалось несколько дней поисков, преодолеть километры по Карагандинской области, поговорить с десятками людей. Со слов местных жителей, в шахтерской столице есть несколько небольших районов, где преимущественно расселялись немецкие семьи после того «страшного» указа.

Так, отправившись в хорошо известный район шахтерской столицы — Майкудук, невольно попадаешь в один из кварталов, который местное население называет не иначе, как… Берлин.


©
ИА «Новости — Казахстан». Анатолий УСТИНЕНКОАЛЖИР, в котором очень холодноПонятно, что такое название возникло отнюдь неспроста. До начала массового выезда немцев из Караганды в начале 90-х годов, большая их часть проживала тут. Здесь и названия улиц говорят сами за себя. Одна из улиц носит имя Розы Люксембург. Тихий переулок, возможно, когда-то и видел асфальтовое покрытие, но сегодня шаги прохожих поднимают в воздух клубы пыли. Более двухсот построек в ряд уже успели зарасти бурьяном. Покосившиеся от времени дома лишь изредка разбавляются ухоженными и красивыми двориками. А еще десяток лет назад эта улица славилась порядком и эстетическим видом, но только до тех пор, пока тут жили немцы с присущей им хозяйственностью. Они одни из первых стали менять черные мазанки на кирпичные дома с расписными ставнями, крытыми дворами, клумбами цветов.

  • «Немецкий» поселок в Караганде, названный в народе «Берлин»Новости/span>
  • Улица Розы Люксембург на одной из улиц «немецкого» поселка в КарагандеНовости/span>
  • Бывший «немецкий» поселок в КарагандеНовости/span>

1 / 3Новости/span>»Немецкий» поселок в Караганде, названный в народе «Берлин»

Постучавшись в двери одного из таких «идеальных» для этой улицы домов, стало известно, что прежние хозяева — немцы — покинули этот дом несколько лет назад, уехали на историческую Родину. Также как и из соседних домов. К сожалению, найти тут хотя бы одну историю того, как немцы оказались на казахской земле не удалось.

Поиски продолжились в Тихоновке — небольшом и уютном поселке в нескольких километрах от областного центра. В одном из домов удалось найти реальную историю жизни немецкой семьи, оказавшейся в Казахстане.

«Моя мама была переселена из деревни Красный луч в Поволжье. Точной даты я не помню. Моя мама, Эмилия Ивановна, при жизни особо не говорила об этом. Иногда лишь вспоминала какие-то отрывки, но и то осекалась. Хорошо запомнилось мне, что мама боялась рассказывать вообще об этом, запуганная была», — говорит жительница Тихоновки Ольга Иосифовна Мудрова.

Слова собеседницы подтверждают пожелтевшие от времени документы, сохранившиеся в семье Мудровых.

«Лицо немецкой национальности»

Официальный сайт президента Республики КазахстанНазарбаев объяснил, что значит быть толерантнымСудьбоносный указ от 28 августа 1941 года оставил неизгладимый отпечаток на жизни тысяч людей. Большинство историй начиналось ночью, когда в двери ничего не подозревающих сельчан стучали неизвестные люди. А дальше, как по одному и тому же сценарию: приказ не обсуждается, телячий вагон спешит в неизвестность, голодные годы и чудом выжившие люди.

История жизни Эмилии Рейзе похожа на тысячи других историй немецких переселенцев, которые оказались в Казахстане. Она родилась в 1930 году в многодетной семье Ворошиловградской области СССР. Согласно архивным документам, именно с этой области начались первые выселения с нажитых земель.

Однажды ночью отца Эмилии забрали люди в форме и больше его никто не видел. Через несколько лет люди в военной форме вновь постучали в двери к семье Рейзе, они сообщили страшную новость, что их семью и как другие живущие по соседству переселяют. Только вот куда и почему, никто не утруждался объяснять. Мамы у Эмилии на тот момент уже не было в живых, она погибла во время бомбежки и четверо детей потеряли друг друга.

В семье Мудровых сохранился документ, согласно которому Эмилию Рейзе как «лицо немецкой национальности» насильно переселили в Семипалатинскую область Казахстана.

Новости/span>Документы, подтверждающие депортацию Эмилии Рейзе

«Мама рассказывала, что они потерялись все. Подробно не помню уже ее воспоминания, но она говорила, что их телячьими вагонами привезли в Семипалатинскую область. Там она стала работать на заводе», — рассказывает Ольга Мудрова.

За немцами в то время был особый надзор, шло послевоенное время. Декретом от 1948 года было установлено, что «изгнание немцев сохранить на вечные времена», …при удалении от места поселения без разрешения – 20 лет каторги».

Как-то Эмилия решила отыскать своего брата и покинула территорию завода, но была сразу же задержана. В 1948 году по Указу ПВС СССР ее приговорили к 20 годам лишения свободы и отбыванием наказания в лагере под Воркутой.

«Она не понимала тогда, за что ее осудили. В первые дни объявила голодовку, за это ее посадили на несколько дней в карцер. Лагерь оставил в ней сильный след, она была очень замкнутой. Когда были проблемы, она замыкалась в себе и ничего не рассказывала. О жизни в лагере мы узнавали по частичкам. Иногда забудется и начнет что-то вспоминать, а потом резко замолкает. Как-то она начала рассказывать стих о Сталине, а потом резко замолчала. Сейчас я уже понимаю, что люди того времени боялись сказать что-то не так», — вспоминает собеседница.

Только в 1953 году после смерти Иосифа Сталина Эмилию Рейзе освободили и направили в Карагандинскую область.

«Мои родители познакомились в Воркуте. Отец также был осужден к 20 годам каторжных работ. Отца звали Иосиф Вальтер, но он поменял имя и фамилию на Станислав Полещук. Родители вместе приехали в Караганду, тут и остались жить», — продолжает рассказывать Ольга Мудрова.

По словам собеседницы, ее мама умела делать все: могла и одежду шить, и рубанком воспользоваться — лагерь научил.

«Мама так сильно плакала, когда я поступила учиться в институт. Она думала, что если я немка, то у меня не будет такой возможности», — отмечает она.

В начале 90-х годов Эмилию Ивановну и ее супруга реабилитировали.

Один народ и боль одна

В этот памятный день немецкой диаспорой по всему Казахстану были организованы панихиды. В Караганде поминали усопших у мемориального комплекса в Спасске.

коло трех десятков людей немецкой национальности приехали из разных уголков области на панихиду, и у каждого своя трагическая история.

Любопытно, что в Спасском мемориальном комплексе в братских могилах лежат тела порядка 5 тысяч военнопленных, среди них и немецкие солдаты. Почему же здесь немцы-спецпереселенцы поминают близких, ведь их родные не были военнопленными, а относились к числу трудовой армии?

«А какая разница? Мы один народ, и боль у нас одна», — отметила одна из женщин, пришедшая к памятнику.

Рядом с памятником немецким солдатам одиноко сидела пожилая женщина. Рассказать свою историю она отказалась. Подумав минуту, она тяжело вздохнула и произнесла: «Не могу я, доченька, говорить, не могу. Мне уже 81 год, а я помню все как сейчас. Нам как к людям не относились, считали за животных, были постоянные унижения и голод. Нас погнали как стадо из Саратова: сначала в Сибирь, а потом и в Казахстан. Не дай Бог вам, молодым, увидеть то, что видели мы», — уже горько плача рассказала Лидия Штейер.

Прочитав поминальную молитву, карагандинские немцы возложили цветы к крестам. Говорить о прошлом не было сил, есть только слезы и воспоминания. Они помнят об этой страшной дате календаря, они не забыли…

Читайте также:


Комментарии запрещены.

Информационный портал Аkimataktobe.kz

Статистика
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru