Китай наступает на те же грабли, что и Штаты в 1929 году | Финансы

Энди Се предрекает Китаю неизбежный крах

Энди Се не любит полумер, полутонов и полузвуков. Энди Се любит провокации. Это тот самый Энди Се, который работал во Всемирном банке и в Morgan Stanley. Сегодня он утверждает, что Китай, вторая по величине экономика в мире, находится на грани неизбежной катастрофы. По его словам, предстоящий коллапс будет не таким, как азиатский валютный кризис 1997 года, или финансовый кризис США в 2008 году.

В интервью MarketWatch Се отметил, что Китай движется по траектории Великой Деперссии, когда рост кредитования, стимулирующая монетарная политика и распространенное мнение, что цены на активы никогда не упадут, способствовали раскручиванию спекулятивной спирали, которая, в конечном счете, стала причиной краха на рынке.

По словам Се, в Китае сейчас происходит то же самое, при этом половина всего долга страны идет на рынки недвижимости и акции, где уже все созрело для коррекции. «Правительство поощряет спекуляции, обеспечивая дешевое финансирование», — пояснил Се. Китай «едет на тигре и боится упасть. Поэтому он продолжает накачивать экономику деньгами. Крах неизбежен». 

Старинный критик китайской модели экономического роста 

Се со своим мнение зачастую привлекает к себе нелестное внимание . В 2006 году, когда он был одним из самых известных экономистов Morgan Stanley по азиатскому региону, в прессу попало его письмо, в котором он рассказывал коллеге о том, что Сингапур процветает за счет отмывания денег. В результате этой огласки он был вынужден уйти из банка.

В начале 2007 года он назвал растущие рынки Китая «пузырем», который может лопнуть и привести к банковскому кризису», а в 2009 году он сравнил их со «схемой Понци». Се родом из Китая, однако он учился — и получил докторскую степень — в Массачусетском технологическом институте. По его словам, после того, как сбылся его прогноз в 2007 году, китайские власти назвали его американским шпионом, засланным, чтобы развалить экономику страны. Генеральный консул Китая в Сан-Франциско и в посольстве в Вашингтоне от комментариев отказался.

Несмотря на то, что сейчас Се является независимым экономистом, его мнение относительно азиатских рынков все равно имеет вес. Он регулярно пишет в South China Morning Post, при этом не далее как в мае он говорил о том, что Китай раздувает огромный монетарный пузырь, который разлагает практически все сферы экономики. Се «уважаемый экономист», — отметила Хуавей Линг, управляющий редактор Caixin Weekly. «Мне импонирует его последовательность и анализ экономических проблем Китая», — пояснила она. В 2007 году его прогнозы полностью оправдались. Вскоре после его предсказаний индекс Shanghai Composite начал погружение. Достигнув пика 19 октября 2007 года на уровне 6092, буквально за 12 месяцев он упал ниже 2000.

Се со своими апокалиптическими прогнозами выбивался из общего хора восторженных голосов, воспевавших возрождение Китая из нищеты еще задолго до того, как управляющие хеджевыми фондам, такие как Джим Чанос, основатель Kynikos Associates, перекочевали в лагерь медведей, а Джордж Сорос заговорил о жесткой посадке.

В интервью десятилетней давности Се предупреждал о том, что китайскому головокружительному росту не хватает глубины. По его словам, за стремительным развитием прибрежных городов скрывается материковый Китай, застрявший в «каменном веке». Сейчас опасениями по поводу китайской экономики уже никого не удивишь. В 2016 году образовалось два лагеря: по одну сторону те, кто также как и Макр Мобиус, исполнительный председатель Templeton Emerging Markets Group, верят в устойчивость Китая, который просто переживает временные трудности, и те, кто, как Джорд Сорос, ждет неизбежного коллапса.

Се относится ко второму лагерю. «Китай вырос слишком быстро», — отмечает он. «Правительство пытается остановить процессы распада силовыми методами, но не решает проблемы. Оно просто пытается выиграть время».

Что будет с Китаем после Брекзита

Решение Великобритании выйти из состава Евросоюза спровоцировало бегство инвесторов со всех рынков рисковых активов, чем осложнило положение Китая. Мировые рынки стабилизировались и даже немного восстановились, но неопределенность никуда не делась. Американский доллар укрепляется, поэтому, вполне логично предположить, что юань ускорит девальвацию. По данным FactSet, курс USDCNY на этой неделе упал к шестилетним минимумам.

По теме: Скрытая от широких глаз девальвация юаня продолжается

В целом, вторая по величине экономика в мире начала давать трещины после долгих лет стремительного роста. Этот процесс начался еще до Брекзита. Валовой внутренний продукт Китая вырос на 6.9% в 2015 году, это самый низкий показатель за последние четверть века. Официальная цель Пекина на 2016 год — 6.5% — 7.0%; последний приступ волатильности и неопределенности побудил аналитиков Bank of America Merrill Lynch и Deutsche Bank сократить свои прогнозы до 6.4% и 6.6% соответственно.

Экспортный сектор, долгое время служивший главным локомотивом роста в Китае, также задыхается, поскольку мировые рынки уже насыщены, а на потребление домохозяйств приходится всего 30% от ВВП. По данным Всемирного банка американские домохозяйства в 2014 году обеспечили более 68% ВВП в США.

В июне прошлого года китайский фондовый рынок провалился за месяц более чем на 30%, поскольку регуляторы ужесточили правила маржинальной торговли и коротких продаж, ограничив возможности инвестирования в акции при помощи заемных средств. Убеждение, что правительство не реагирует должным образом на экономический спад, также не лучшим образом сказалось на настроениях. В августе власти неожиданно девальвировали юань, чтобы поддержать увядающую экономику, это привело к массовому бегству капитала.

Се и другие обозреватели отмечают, что самый надежный способ выбраться из этой ямы — поднять потребление, решительным образом отвернуться от экономики, ориентированной на производство. Китай, конечно, предпринимает шаги в этом направлении, но, по словам аналитиков, процесс может затянуться на годы и даже десятилетия, и за это время экономика успеет достичь точки кипения. По официальным данным, совокупное социальное финансирование — общий показатель средств, полученных домохозяйствами и нефинансовыми компаниями — в марте достигло 22 трлн долларов, это в два раза больше объема ВВП Китая (10.4 трлн долларов).

В США нет эквивалентного показателя, однако задолженность домохозяйств по состоянию на конец первого квартала составила 14.3 трлн долларов, а нефинансового сектора — 13 трлн долларов. В совокупности это 27.3 трлн долларов, что примерно в 1.5 раза больше ВВП в США. Торстен Слок, старший международный экономист Deutsche Bank, в мае писал, что пузырь на кредитном рынке Китая уже перерос пузырь субстандартного кредитования в США, который, лопнув, привел к финансовому кризису. «Совершенно ясно, что в Китае капитал распределяется неэффективно и поэтому не способствует росту ВВП», — пояснил Слок.

Кайл Басс из Нayman Capital Management — один из тех, кто верно предсказал кризис субстандартного ипотечного кредитования, продавал китайский юань ранее в этом году, предупреждая инвесторов о том, что Китай наступает на те же грабли, что и США десять лет назад. «Непоколебимая вера в то, что китайцы каким-то образом сумеют отделаться легким испугом и скромным экономическим охлаждением, продолжая бесконечно наращивать кредитование, напоминает нам о том, как в 2006 году американцы не могли даже и помыслить о падении цен на жилье», — отметил Басс.

Се, между тем, считает, что Коммунистическая партия не сможет эффективно управлять китайской экономикой и развивать ее. Он уверен, что если бы они пореже вмешивались в экономические процессы, страна смогла бы играть ключевую роль на мировой экономической арене. В частности, Се уверен, что правительство своими действиями приносит больше вреда, чем пользы. «Если бы руководство страны отступило, перестало бы довлеть над экономикой, через двадцать лет Китай был бы в два раза больше США», — отметил он.

Коммунистической партии нет места в будущем Китая

Современный режим в Китае напоминает нам Китайскую национальную партию Гоминьдан, которая пользовалась поддержкой со стороны США и правила страной до тех пор, пока не потерпела в 1949 году партийную верхушку не свергли коммунисты-повстанцы. Националисты наводнили экономику легкими деньгами, чем спровоцировали спекуляции и галопирующую инфляцию. Это, в свою очередь, позволило Коммунистам заручиться общественной поддержкой и выдворить националистов из страны. «Сейчас, по сути, происходит то же самое», — уверен Се. «Если печатать деньги и использовать их в спекулятивных целях, дело непременно закончится гиперинфляцией и валютным кризисом». 

Пока Се остается на свободе, несмотря на жесткую критику текущего политического курса, хотя он не уверен, что ситуация не изменится в будущем. Издание Wall Street Journal пишет о том, что чиновники в последнее время ведут охоту на аналитиков и журналистов, которые публикуют пессимистичные прогнозы по экономике.

Данное интервью и результаты исследования не распространяются на территории Китая. «В стране есть механизмы, которые не дают таким людям как я достучаться до обычных людей», — поясняет Се. И все же, несмотря на фрустрацию, он действительно гордится своей страной и сожалеет о том, что мировое сообщество недооценивает потенциал Китая. «Западные экономисты, считающие, что Китай не слишком важен, ошибаются». «Китай больше не развивающаяся экономика. Это единственная страна, которая сумела догнать Запад, и она будет определять путь мировой экономики в будущем».

По теме: Пять триллионов долларов для Китая

По теме: Экономика Китая в подвешенном состоянии

Подготовлено Финансы по материалам WarketWatch Источник: Финансы — Новости рынка Forex

Читайте также:


Комментарии запрещены.

Информационный портал Аkimataktobe.kz

Статистика
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru