Юлий Венске: корабел казахской степи

АСТАНА, 30 мая – Новости Дмитрий Покидаев. Маховик репрессий, запущенный в Советском Союзе в 30-е годы прошлого столетия, привел к тому, что в Казахстан были высланы (и осели в нем) многие  действительно выдающиеся специалисты в своих отраслях деятельности. Одним из таких является Юлий Готфридович Венске – кораблестроитель, стоявший у истоков создания советского торгового флота и оказавшийся в 1940 году в Павлодаре после 10 лет сталинских лагерей. Крупнейший специалист, человеческие качества которого не дали лагерному начальству списать его на обычный для тех лет манер как «доходягу»: матерые уголовники, отбывавшие срок в том же лагере, выдвинули «куму» (начальнику лагеря) жесткий ультиматум относительно Венске – «Хозяин, Папашу не трогать!»…


©
ИА «Новости — Казахстан». Анатолий УСТИНЕНКОАЛЖИР, в котором очень холодноЮлию Готфридовичу Венске судьба, казалось, уготовила блестящую карьеру на выбранном им поприще гражданского судостроения – еще до революции окончивший Гамбургский университет, он начал работать на судостроительном заводе в Одессе по приглашению тогда еще Российского правительства. В 1922 году молодого специалиста переводят ближе к центру Советского Союза – на Балтийский судостроительный завод, где он проработал до 1930 года. Переводят не только для работы на верфях: в это время создавался советский торговый флот, который первоначально решили сформировать за счет покупки судов за рубежом. Для этого Москва сформировала специальную правительственную комиссию, в состав которой вошел и Юлий Готфридович. Причем, являясь изначально в этой комиссии главным экспертом по корпусам судов, он добровольно взял на себя еще и функции переводчика.

Естественно, при таком совмещении Юлий Готфридович достаточно регулярно отправлялся в командировки в европейские страны, где СССР намеревался закупать суда. Вполне возможно, что именно эта регулярность пребывания за границей послужила первопричиной того, что кораблестроитель стал мишенью для НКВД. К тому же Юлий Готфридович, не исключено, очень сильно перешел достаточно влиятельным лицам дорогу, когда поставил вопрос о целесообразности покупки за рубежом корабельной «рухляди», которую Европа пыталась «сплавить» Советскому Союзу.  Взамен Венске, браковавший один старый борт за другим, предложил строить торговый флот самостоятельно. И вскоре советское правительство согласилось с предложениями Юлия Готфридовича, назначив его старшим наблюдающим за постройкой советских торговых судов на Балтийском судостроительном заводе.

Новости Асем МиржекееваПоследняя любовь адмирала КолчакаРабота на Балтийских верфях закипела, и вскоре завод подготовил первое из торговых судов – «Григорий Зиновьев», на мостике которого заснялся и Юлий Готфридович, без инициативы которого оно, возможно, никогда не появилось бы. К началу 30-х годов на стапелях Балтийского завода находилось еще семь торговых судов, но  тут старший наблюдающий за их построек был арестован с обычной для тех лет формулировкой: «враг народа» и осужден на 10 лет лишения свободы. Юлий Готфридович был отправлен в тюрьму «Кресты», а его жена Татьяна Александровна с четырёхлетним сыном Александром выслана в Одессу. В заключении Венске работал в специально созданном НКВД конструкторском бюро в Дмитрове. Ему было поручено из заключённых создать группу специалистов для постройки комфортабельного современного судна, которое курсировало бы по Волге. Вместе с Венске в этой «шарашке», как прозвали во времена сталинских репрессий конструкторские бюро, в которых работали арестованные, оказались другие судостроители и мостовики.  Задание было настолько важным, что по окончании проекта и одобрения его в верхах Венске разрешили свидание с женой и сыном.

В этой «шарашке» Юлий Готфридович провел несколько лет, в 1943 году его направили в Горький (ныне – Нижний Новгород), на Сормовский судостроительный завод, где строилось спроектированное им судно. От корабела ни на шаг не отходили чекисты, под их в буквальном смысле ежедневным и еженощным надзором в этом же году было спущено на воду первое в стране комфортабельное дизельно-электрическое судно с кинозалом, теннисным кортом и бассейном. Юлию Готфридовичу было разрешено второе свидание с семьёй, после этого он вновь был возвращён в дмитровское спецКБ. Но затем кто-то решил, что надобности в его интеллектуальных способностях больше нет – и он был брошен на строительство канала Москва-Волга. И здесь знания Венске о судах пригодились в полной мере, когда весной, в разлив начальство канала отправилось на пикник на колёсном пароходе «Статистик».

АкордаНазарбаев: прощение обид является важнейшей традицией Дня благодарностиНачальство гуляло настолько беспечно, что «проморгало» момент, когда вода спала – и пароход прочно сел на мель. За такие номера в советские времена легко можно не только лишиться высокой должности, но и встать к стенке без суда и следствия: насмерть перепуганное руководство канала вспомнило о Венске. Ему было поставлено условие: если он без убытка снимет с мели пароход с начальством в течение суток, то получит свободу или вольное поселение. Менее суток потребовалось Юлию Готфридовичу, чтобы выполнить это задание, но обещанного он не дождался. Вместо воли свидетеля «художеств» чиновников, руководивших строительством канала, сослали подальше — в Тавду на лесоповал. Там начальник лагеря попросил его организовать постройку плавсредств вместо рубки леса. Тем не менее, здоровье заключенного Венске было подорвано еще на строительстве канала Москва-Волга, а лесоповал внес свою «лепту»: Юлий Готфридович заболел цингой.

Казалось, ему уготована была судьба многих политзаключенных, которых в лагерях по состоянию здоровья тогда записывали в «доходяги» – и никто за их жизнь и здоровье особо не боролся. Но Юлий Готфридович за время пребывания в лагере своими высокими человеческими качествами: открытостью, честностью и – самое главное – стойкостью, с которой он переносил все, что с ним случилось, завоевал высокий авторитет не только у таких же «политических», как он сам, заключенных. Уголовные авторитеты, которые, как известно, во времена сталинских репрессий не слишком-то жаловали в заключении тех, на кого наклеили ярлык «врага народа», за Венске вступались и перед рядовыми «вертухаями», и перед лагерным начальством. «Хозяин, Папашу не трогай!», — эту фразу, которую уголовники бросали всякий раз, когда к нему пытался придраться кто-либо из лагерной охраны, Юлий Готфридович вспоминал всякий раз, когда позже вспоминал о временах, проведенных в лагерях.

О дружбе, войне и цене ПобедыПока Юлий Готфридович мыкался по каналам и лесоповалам, его жена и сын в 1937 году оказались в Павлодаре, где совершенно случайно, из разговора с одной павлодаркой, чей муж находился в заключении на строительстве железной дороги Комсомольск-Хабаровск, узнали, что кораблестроителя из Тавды был направлен туда же, на земляные работы. Чуть позже от него пришло долгожданное письмо с Дальнего Востока, вскоре вернулся и он сам, больной и слабый, отбывший свои 10 лет. Документов у Юлия Готфридовича не было, но как раз в начале 40-х годов в Павлодаре велось строительство железнодорожного моста через Иртыш. Для его постройки нужны были наплавные средства, встала необходимость в проведении кессонных (водолазных) работ: все это курировал  Юлий Готфридович.

Но едва началась Великая Отечественная война, все заслуги его перед городом вновь были благополучно забыты: Венске предложили выехать с семьёй на 101-й километр от Павлодара, в Бескарагайский район, где он стал работать в колхозе десятником, а его сын – рядовым колхозником. Выезжать из села им не разрешалось. При этом после Победы, зимой 1946 года Юлию Готфридовичу разрешили вернуться в Павлодар, а жене и сыну – нет.  Юлий Готфридович поступил на работу на Павлодарский судоремонтный завод, где и проработал до 1965 года.

В государственном архиве Павлодарской области хранится справка Военной прокуратуры ордена Ленина Ленинградского военного округа от 21 июля 1989 года за № 28/2575 о его реабилитации, которая гласит: «В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1989 года «О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв репрессий, имевших место в период 30-40-х и начале 50-х годов», решение коллегии ОГПУ от 6 июня 1931 года в отношении Венске Ю.Г. отменено. Венске Юлий Готфридович по данному делу реабилитирован». К сожалению, он не дожил до этого дня, умерев в Павлодаре – в казахстанском городе, который стал его вторым домом после того, как корабел выбрался из жерновов репрессивных механизмов…

Редакция благодарит государственный архив Павлодарской области и историков Веру Дмитриевну Болтину и Людмилу Васильевну Шевелеву за помощь в подготовке материала и фотоматериалы.

Читайте также:


Комментарии запрещены.

Информационный портал Аkimataktobe.kz

Статистика
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru