Ментальная арифметика: всестороннее развитие или мышление по шаблону

АСТАНА, 21 июл — Новости Юлия Кузнецова. Курсы ментальной арифметики стали в последнее время очень популярны в нашей стране. Вокруг этого метода обучения ломаются копья в школах и на родительских форумах, высказывается много полярных мнений — от восторга взахлеб до такого же взахлеб отрицания. Корреспондент агентства Новости-Казахстан выслушала обе стороны.

Программа развития творческого потенциала

Как гласят рекламные программки каждого центра умственного счета: «Ментальная арифметика – это программа развития умственных способностей и творческого потенциала с помощью арифметических вычислений на счетах».

Новости Анатолий УстиненкоМОН: поступающие в первый класс дети не должны сдавать никаких тестовВ Казахстане уже стабильно пять лет популярны школы ментальной арифметики. Родители повально записывают детей на курсы. В среднем детей принимают с 4 до 12 лет, но бывают исключения и по желанию на занятия могут приходить дети постарше. Почему с 4 до 12 лет? Есть мнение, что в этом возрасте очень легко усваиваются основы практически всех дисциплин. И развитие работы обоих полушарий, которое обязательно в ментальной арифметике, достигается легче в этот период.

По словам родителей – после занятий в центрах ментальной арифметики у детей улучшается память, они быстрее усваивают новую информацию, дети становятся увереннее, успешнее в учебе.

Но не всегда со стороны общеобразовательных школ такое обучение воспринимается положительно. Учителя говорят об ощутимой разнице между детьми. Конечно ребята, которые занимаются ментальной арифметикой, отличаются от своих сверстников быстротой мышления. Теряют интерес на общих уроках в школе, так как знают правильные ответы раньше остальных.

РИА НовостиНаркоманы – наши украденные детиДиректор по учебной части школы ментальной арифметики UCMAS, Байжуманова Гульжазира объясняет: «UCMAS(Universal Concept of Mental Arithmetic System) —это программа развития умственных способностей детей от 4 до 12 лет, основанная на системе устного счета и первая школа ментальной арифметики, которая появилась на территории Казахстана. В мире UCMAS работает с 1993 года. Это малайзийская программа, по которой активно обучаются дети во всем мире. Наши школы открыты во многих городах Казахстана. Обучение проводится с помощью абакуса — это счеты, на которых дети учатся считать двумя руками. Принцип в том, что детям сначала легче считать на абакусе, а потом они уже воображают его и считают в уме. Ведь с помощью устного счета у ребенка развиваются оба полушария параллельно. В результате развитие скорости восприятия и памяти происходит более активно».

Директор другого столичного центра ментальной арифметики «Genius» Надира Шаихова подчеркивает, что занятия ментальной арифметикой никак не заменяют и уж тем более  не подстегивают школьную программу. «Они служат хорошей подготовкой для того, чтобы ребенок мог легче осваивать другие дисциплины. Это отличная подготовка к школе. Ведь это не что-то новое в мире, ментальная арифметика давно популярна в развитых странах».

Так же как все?

Новости Анатолий УстиненкоНазарбаев: детям надо предоставлять больше свободы и творчестваРезультаты исследований эффективности занятий ментальной арифметикой говорят о том, хотя методика действительно способствует всестороннему развитию. Но для ребенка важны не только интеллектуальные тренировки, но и эмоциональное развитие. Поэтому крайне важно, чтобы в таком нежном возрасте соблюдался баланс и правильная подача всех развивающих дисциплин.

По мнению психолога Шнары Наурызбаевой нельзя однозначно подходить к вопросу обучения детей, особенно таких маленьких.

«Родители должны быть максимально внимательны к способностям ребёнка. Только чуткий родитель поймет, нужно ли это его чаду. Поймите, я не категорически против ментальной арифметики, но давайте будем объективны, у нас в обществе принято следовать за тем, что модно и куда идут все. Если завтра появятся курсы, которые пообещают научить за неделю строить сложносочиненные предложения детей, которые только начинают говорить, то все наши мамочки побегут и туда. Конечно, любые занятия дают общее развитие, но всё же нужно понять, возможно, ваш ребенок хочет ходить на танцы, рисование, музыку? И также активно заниматься этим, как другие занимаются ментальной арифметикой? Конечно, занятия ментальной арифметикой в результате дают хорошую концентрацию и усидчивость, что полезно для учебного процесса в будущем. Но не стоит забывать, что и другие занятия, например, спорт, музыка, танцы отлично дисциплинируют. Я знаю случаи, когда у детей есть успехи в ментальной арифметике, но ходят они на занятия со слезами. Родители их заставляют. Не думаю, что всем детям необходимо в 5 лет складывать огромные числа, ведь зачастую они даже не понимают, как они это делают, то есть ход своих мыслей они объяснить не могут», — говорит психолог.

Следуя за идеей сделать из своего ребенка гения, родители нередко забывают о том, что действительно интересно и нужно их детям. Говоря о ментальной арифметике нельзя категорично утверждать, что она не нужна или напротив обязательна. Всё зависит от потребности и желания детей.

Flickr/Ivan David Gomez ArceБолее 30 тыс казахстанских детей состоят в порногруппах в соцсетях»Надо постараться понять, что нравится вашему ребенку, а не вам. Дети всегда хотят понравиться родителям, получить их внимание. И если ребенок постоянно получает похвалу от мамы за успехи, допустим в ментальной арифметике, то он и дальше будет стараться, забивая в себе нежелание, посещать эти уроки. Конечно, если ребенок тянется и с радостью идет на занятия, то это другой вопрос. Целесообразнее отдавать детей на занятия по развитию логики. Я хочу сказать, что аналоговый подход к обучению детей всегда выигрышнее. Пусть лучше дети научаться находить правильный выход из сложившейся ситуации, нежели просто навык сложения и вычитания больших чисел», — поясняет Шныра Наурызбаева.

С мнением психологов согласны и некоторые родители. Одна из мам написала в соцсетях: «Ходили на презентацию центра ментальной арифметики. Много интересного услышали. Есть, конечно, польза и плюсы. Но на вопросы о том, почему дети не могут в итоге рассказать, каким образом они получают ответы, то есть расписать и оформить письменно свои решения, ответа мы не услышали. Так как их методика обучает только устному счету. Отсюда вопрос – всегда ли ментальная арифметика развивает концентрацию, логику и мышление?»

Новости Солтан Жексенбеков, Баубек Коныров Главе МОН показали новые образцы школьной формыЕй вторит другая мама: «Изучала специально этот вопрос. У нас представлено, как минимум, четыре школы с довольно разными программами и манерой проведения занятий. Реклама всех из них сулит невиданный прогресс ребенка в устном счете, а через него и развитие внимания, концентрации и т.д. Но, к сожалению, есть и другая сторона — тормозится развитие логики и мышления. Дети получают еще один шаблон. Никогда развитие интеллекта не осуществится через шаблоны. Существуют, конечно, разные мнения по поводу этой методики, но мне не хочется этому способствовать».

Вопрос о пользе ментальной арифметики остаётся открытым. С уверенностью можно сказать только одно — выбирая тот или иной метод обучения для своих детей, мы должны знать об этом почти всё. Изучая форумы, наблюдая за детьми, которые уже проходят такое обучение, наблюдая за своим ребенком, собирая информацию и отзывы,  мы можем сделать наиболее правильный выбор. 

Читайте также:


Комментарии запрещены.

Информационный портал Аkimataktobe.kz

Статистика
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru