«Мадам»: история Золушки-гастарбайтерши

Что ждет гостей кинофестиваля «Байконур»В те времена французское кино у нас любили, и его, казалось, было очень мало. А сейчас его – еще меньше. Раньше был – железный занавес. А ныне – стена коммерческой целесообразности. Преграда, если разобраться, еще более непреодолимая. Новинки французского киноделания доходят до наших постсоветских экранов в очень малом количестве. И то, в основном, высокотехнологичные картины Люка Бессона.

Но что-то же, наверное, происходит? Не могло ведь такое значимое явление, как французское кино, просто взять, да и раствориться в суете блокбастеров и клипов со спецэффектами? Но почти ничего об этом неизвестно.

Как, собственно, и о том, кто пришел на смену великим актерам прошлого? Вот кто, например, претендует на то, чтобы подвинуть на пьедестале Одри Тату? Неведомо. Равно как и  то, кто заменит Алена Делона, например. Вроде бы, на роль общенародного французского красавчика претендует актер Сами Насери (сыгравший в тетралогии Люка Бессона «Такси»). Но каково нынешним барышням? Их мамы могли воздыхать по Алену Делону. А дочкам что остается? И фамилию объекта страсти и сказать-то вслух неудобно.

И вот перед нами – новейший французский фильм с очень завлекающим и интригующим названием «Мадам». А скрываться за этим названием может, в принципе, все, что угодно. Давайте посмотрим…

Маскарад среди бомонда

С первых кадров мы попадаем в пространство безусловной комедии. Это некий водевиль в интерьерах, от богатых до весьма роскошных. Автор этих строк видел недавно один голливудский фантастический блокбастер, вся «фишка» которого состояла именно в хай-тек-интерьерах. Но фильм «Мадам» все-таки о людях.

Итак, суть дела. Немолодая светская львица собирает званый обед для высшего общества. Но вот незадача! Число едоков оказывается несчастливым. Их получается тринадцать. Надо срочно пригласить кого-нибудь четырнадцатого. И тут надменный взгляд дамы из высшего общества падает на горничную Марию. «Будешь четырнадцатой гостьей!» — решает мадам.

Горничная противится. Она – скромная, трудолюбивая гастарбайтерша из Испании. Трудится по дому вместе с двумя филиппинками. Эта Золушка поневоле весьма немолода годами. Красавицей ее может назвать – ну, может быть, только человек со своим видением красоты. Мария не то, чтобы не хочет обманывать людей – она не может этого делать, в силу строгого католического воспитания. «А тебе ничего и не надо будет говорить, — инструктирует горничную мадам. – Сиди за столом и загадочно молчи».


©
Foto: скрин с официального трейлера кинофильма «Темная башня»Кингова башняНо этот план терпит крушение. На званом ужине Мария немного перебирает изысканного вина урожая 1982 года с непроизносимым, но благородным названием – и становится звездой вечера. 

Великовозрастная Золушка знакомится и с прекрасным принцем. Это аристократ-англичанин. Он тоже немолод, 50+. Ему нашептали, что Мария – особа чуть ли не королевской крови. И у аристократа от любовного волнения закипает в жилах благородная кровь. «Я знаю, кто вы такая, но все равно вас люблю!» — заявляет этот лорд на первом же свидании. А горничная-Золушка совершенно перестает стесняться и бояться оплошать. 

И, что интересно, прислуга «королевских кровей» ни одного раза так и не солгала. Даже когда ее, что называется, приперли к стенке, Мария произносит чистую правду: «Да я этим людям на стол накрываю и белье стираю!» Но ей никто не верит. Такой вот парадокс.

Ах, водевиль!

По жанру это – комедия. Но, как мы знаем, у комического – очень много разновидностей. «Мадам» начинается как водевиль с переодеваниями. Уютный такой, камерный водевильчик. Примерно, как «Оскар» с Луи де Фюнесом. Или как старый советский фильм «Здравствуйте, я ваша тетя» с Александром Калягиным и Арменом Джигарханяном.

Но в какой-то момент горизонты расширяются. И практически уже на старте зрителю предстает сатирическое полотно о современной европейской жизни. Некоторые из типажей, представленных на званой трапезе, очень дорогого стоят. Например, молодой политик, мэр Лондона со своим супругом в розовом пиджачке.


©
Foto: скриншот с официального трейлера на Youtube»Дюнкерк» показал, что шикарное кино может быть и без женщинИ вот прямо чувствовалось, знаете ли, как сатира набирает сил, как еще вот-вот – и покажут нам что-то, не хуже гоголевского «Ревизора» со срыванием «всех и всяческих масок». «Неужели, — думалось, — незаметно прокрался к нам в прокат этакий шедевр?» 

Но, к сожалению, сатира долго не длилась. Чувствуется, что в эпоху победившей политкорректности европейцы стали осторожны в высказываниях и юморе. Развернувшаяся было сатирическая скатерть-самобранка съеживается, как шагреневая кожа. И перед нами – снова водевиль с переодеваниями. 

Хотя водевиль, признаем это, — высокого качества. Диалоги построены на грани великолепия, блещут разного рода остроумными замечаниями, или, как говорят французы, bon mots. Как вам, например, такое: «Как узнать англичанина? По голубым глазам и кривым зубам». В фильме такого, в общем-то, много.

Демонстрация мастерства

И об актерах. Роль горничной-гастарбайтерши исполняет по-настоящему потрясающая актриса Росси де Пальма. Это – звезда характерных ролей в фильмах великого испанского режиссера Педро Альмодовара. Из известных нам персоналий актрисой такого масштаба и комедийного потенциала была, наверное, Фаина Раневская. Де Пальма – грандиозная актриса с великолепной мимикой, когда играет каждая черточка на лице, каждая морщинка.


©
Sputnik / Болат Шайхинов Они настоящие, или Я видела Броуди, Кейджа и МалковичаСветскую львицу играет австралийка Тони Коллетт. Актриса так же великолепная. Дорогого стоит демонстрация ею нескольких разновидностей смеха. Сразу становится понятно – перед нами профессионал с большим творческим арсеналом.

Мужа светской львицы играет Харви Кейтель. Это, на секундочку, культовый маэстро, игравший еще в первом фильме Квентина Тарантино «Бешеные псы». И уже тогда он был очень немолод. В «Мадам» он – живая иллюстрация поговорки «седина в бороду, бес в ребро», престарелый ловелас с ветром в голове и валокордином в кармане фрака. Харви Кейтель, кстати, стал очень похож на нашего Сергея Шакурова.

Резюмируя, можно сказать, что если вы ищете хороших комедий с тонким юмором – вам, пожалуй, сюда.

Читайте также:


Комментарии запрещены.

Информационный портал Аkimataktobe.kz

Статистика
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru