Как изменится высшее образование в Казахстане

Лучше меньше, но лучше: как будут сокращать количество вузов в КазахстанеЗаконопроект был разработан во исполнение задач, обозначенных в послании главы государства народу Казахстана. Цель законопроекта — реализация 78-го шага Плана нации «100 конкретных шагов». Им предусмотрено поэтапное расширение академической и управленческой самостоятельности вузов с учетом опыта Назарбаев университета.

Законопроектом в целом предусматривается внесение изменений в один кодекс и три закона. В целом, данные изменения регулируют три основных направления деятельности вузов: академическую, управленческую и финансовую.

Вузы станут свободнее

«Академическая свобода — это наделение вузов полномочиями по самостоятельному определению содержания программ по повышению качества обучения. Это важно в условиях перехода к новой экономике, когда потребность в квалифицированных кадрах и новых профессиях возрастает все больше. Мы признаем, что сегодня высшее образование не всегда может оперативно реагировать на вызовы, диктуемые рынком труда», — сказал министр образования и науки Ерлан Сагадиев.

Законопроектом предлагается расширить академическую свободу вузов с 65% до 85%. Для этого вузы наделяются полномочиями по самостоятельной разработке образовательных программ. Таким образом, вузовские программы по каждой специальности будут разрабатываться самостоятельно вузом с ориентиром на рынок труда. Для учета и информации данных образовательных программ предусматривается введение реестра образовательных программ через единую информационную систему образования.

Ненужных специалистов больше не будет

Поправки оптимизируют неактуальные специальности.

«В настоящее время подготовка кадров ведется в соответствии с классификатором специальностей. В нем свыше 600 специальностей, многие из которых на сегодня являются неактуальными для рынка труда. Несоответствие кадров потребностям рынка труда также обусловлено долгим процессом введения новой специальности в классификатор специальностей высшего и послевузовского образования», — пояснил глава МОН.

По словам министра, этот процесс занимает от шести месяцев до года. Для перехода на образовательные программы необходимо изменить структуру классификатора.

Public DomainЛишат ли медвуз в Астане лицензии после мошенничества студентов»В связи с этим вводится новый классификатор, его проект готов. Новый классификатор будет по направлениям подготовки кадров, в рамках которого вузы смогут разрабатывать новые образовательные программы в соответствии с требованиями рынка», — указал глава Минобра.

Вместе с этими нововведениями меняется механизм лицензирования. Если раньше лицензировалась специальность, то теперь в соответствии с новым классификатором будет лицензироваться направление подготовки кадров. Иначе говоря, вуз будет получать лицензию по конкретному направлению подготовки кадров, в рамках которого будет самостоятельно разрабатывать и реализовывать образовательные программы.

Образование станет качественнее

Оценка качества высшего образования проводится через механизм аккредитации.


©
Sputnik / Болат Шайхинов Частным вузам в Казахстане разрешили самим устанавливать цены на обучение»Сегодня в реестр входят восемь аккредитационных агентств: пять казахстанских и три зарубежных. Их регламенты разработаны на основе международных стандартов. Также в стране нет конкурентной среды между казахстанскими и зарубежными аккредитационными агентствами. В связи с этим предлагается внести поправки в части расширения сети аккредитационных агентств, признанных на европейском и азиатском континентах, что позволит совершенствовать действующий институт аккредитации», — указал Сагадиев.

Изменится управленческая самостоятельность

«Расширение академической свободы вузов тесно связано с изменением системы управления вузами. Ее изменение даст возможность самостоятельно решать вопросы найма на работу, формирование студенческого контингента в разрезе специальностей, направление подготовки и определения вузами академической структуры. Для этого необходимо, первое, изменение организованно-правовой формы вузов, так как это связано в первую очередь с тем, что госвузы регулируются законодательством в области госимущества. Это для них обременительно, в ряде случаев это противоречит их основной миссии и задачам», – считает министерство образования.

Как отметил глава ведомства, преимущество вузов в форме некоммерческих организаций заключается в соблюдении норм корпоративного управления и использовании полученных доходов только на развитие вузов.

«Для этого в проекте закона заложены нормы по преобразованию государственных и национальных вузов в некоммерческое акционерное общество со 100%-ным участием государством. Также упрощен механизм трансформации для частных вузов, утвержденных как коммерческие организации. Однако это не является обязательным. При этом при переходе из РГП на ПХВ в некоммерческое акционерное общество, вузы ограничиваются в определенных видах коммерческой деятельности в рамках Предпринимательского кодекса», — пояснил Сагадиев.

Вузам разрешили осуществлять коммерческую деятельность

В закон об образовании включена отдельная статья, регламентирующая деятельность и компетенцию вузов.


©
Foto : министерство образования и науки КазахстанаСагадиев: отчисление студентов с фальшивыми IELTS – это правильно»Данная статья образована из положения законопроекта по инициативе депутатов. Нормы статьи дают право вузам осуществлять 13 видов коммерческой деятельности, также определяют основные компетенции вузов, и дополнительно вузы будут наделены правом: создавать эндаумент — фонд организации вузовского или послевузовского образования; создавать юрлица по научно-образовательной деятельности за счет внебюджетных источников финансирования, открывать стартап-компании, привлекать дополнительные источники финсредств для осуществления вузовской деятельности, создавать филиалы в иностранных государствах», — пояснил министр.

Гибкое финансирование

«По финансовой деятельности. Поскольку мы расширяем академическую и управленческую самостоятельность, то нам надо предусмотреть и гибкость финансирования. Изменение финансирования должно быть направлено на осуществление эффективного использования бюджетных и небюджетных средств, а также на обеспечение материально-технической и социальной базы. В связи с чем необходимо отойти от финансирования самой специальности в течение четырех лет и перейти по кредитному финансированию без привязки к срокам обучения», — прокомментировал Сагадиев.


©
Foto: Официальный сайт президента РККуда устраиваются работать выпускники «Болашака»Для этого законопроект предусматривает наделение МОН новыми полномочиями по утверждению порядка финансирования вузов с учетом кредитной технологии обучения и формированию государственного образовательного заказа. Также изменен срок утверждения госзаказа на подготовку кадров с высшим и послевузовским образованием с одного года до трех лет. Предложенные дополнения позволят эффективно распределять госзаказ с учетом реального сектора экономики страны.

«Наряду с этим в рамках регулирования финансовой политики предлагается исключить норму, регулирующую стоимость обучения в вузах на платной основе. Данная поправка направлена на расширение доступа граждан к получению высшего образования, в том числе относящихся к социально уязвимым слоям населения», — заключил министр образования и науки.

Читайте также:


Комментарии запрещены.

Информационный портал Аkimataktobe.kz

Статистика
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru