Тренер Игорь Зорин: «В теннисе нужно быть голодным!»

фото
из личного архива

Старшего тренера по теннису Актюбинской области уже представили родителям и игрокам. С появлением Игоря Леонидовича спортсмены теперь ходят на тренировки не только с ракетками, но и с шахматами, делая также важные пометки в своих… учебных тетрадях. Что касается самого нового назначенца, то красноречивее всяких слов о нем говорят его труды. Долгие годы Зорин работал со сборными командами Украины, в которые входили игроки 12, 14, 16 и 18 лет. Ведущая пятерка теннисистов Украины 1988-89 годов рождения также тренировалась под его началом. Достаточно отметить Артема Смирнова, который под руководством Зорина вошел в восьмерку на заключительном турнире ТБШ — US Open, среди юниоров, а позже стал членом сборной команды Кубка Дэвиса. Особняком стоит Александр Долгополов-младший, с отцом которого, да и с ним самим Зорин на кортах провел огромное количество времени, приняв тем самым участие в его становлении, как профессионального теннисиста. Помимо этого Игорь Леонидович был помощником капитана сборной команды Украины Кубка Дэвиса Владимира Богданова. Женат, воспитывает двоих детей. Старший сын, как и отец, занимается тренерской работой.
— Каким вы видите подход к вопросу развития тенниса в Актюбинской области?
— В Актобе нужен принципиальный подход. Во-первых, необходимо максимально раскрыть детей. Дело в том, что здесь, я бы сказал, дети очень своеобразные. Особенно мальчики. Не каждый готов к общению. В теннисе, да и в любом виде спорта, необходимо, чтобы существовала обратная связь. Когда говорит тренер, а игрок молчит, это плохо. Поэтому к каждому приходится, образно говоря, докапываться, раскрывать его, читать, разговорить.
— Говорить, ставить сроки для конкретных результатов — это по-дилетантски, или, напротив, признак профессионализма?
— Я отвечу следующим образом: результаты работы нашей команды тренеров будут видны примерно через год. Но подчеркну, что только общая работа. Потому, что у каждого спортсмена свои особенности. Кто быстрее развивается, кто медленнее, а кто совсем никак, если говорить о спорте высоких достижений. Просто не стоит забывать, что в любом виде спорта бывают те, кто играет, занимается чисто для своего удовольствия и развития. И это тоже здорово. Что может быть лучше, когда ребенок не пропадает на улице, не занимается пустыми делами, а, напротив, как говорится, при деле. Это правильно. Не всем же чемпионами становиться.
— На каких кортах спортсмены должны играть больше всего и, исходя из этого, какими видами корта должна располагать ОДЮСШ?
— В идеале, конечно же, помимо харда также иметь хотя бы один грунтовый корт. Взять, к примеру, спартакиаду в Алматы, которая проходит раз в четыре года и всегда — на кортах с грунтовым покрытием. А в Казахстане ведь преимущественно тренируются на харде. В таком случае придется, конечно же, ехать к месту проведения соревнований заранее, чтобы какое-то время потренироваться, привыкнуть к грунту. Поэтому самым оптимальным вариантом было бы наличие помимо харда, повторюсь, одного грунтового корта при ОДЮСШ. Но это лишь мое мнение.
— Можно ли рассматривать пляжный теннис как один из важных компонентов при комплексной подготовке профессионального теннисиста?
— Пляжный теннис — это отличная и полезная вещь. Многие сборы, которые проводят высококвалифицированные тренера, проходят на песке, и на них спортсменов учат эффективно распределять нагрузки, поскольку песок — это очень хорошая нагрузка на ноги, также они будут знать, как правильно падать. Не важно, кто должен развивать пляжный теннис — Федерация, областное управление физической культуры и спорта или частные структуры. Если бы были созданы условия для этого, то пляжный теннис можно было бы использовать как один из компонентов комплексной подготовки профессиональных теннисистов. В Украине, к примеру, раз в год проводится чемпионат республики по пляжному теннису, который собирает как любителей, так и сильнейших спортсменов, а также перспективных игроков. Поскольку пляжный теннис при комплексной подготовке профессионального теннисиста — намного эффективнее настольного и бадминтона.
— Что необходимо для победы в профессиональном спорте, какой бы совет-наставление вы дали родителям юных спортсменов, да и самим игрокам?
— Почти все из нас знают выдающегося советского и украинского тренера по футболу, многолетнего наставника киевского «Динамо» Валерия Васильевича Лобановского. Он произнес замечательную фразу — футболист должен быть всегда голодным! Не в буквальном смысле, конечно. И, по сути, это применимо к любому виду спорта. Все, что есть в Казахстане в сфере тенниса, я не видел больше нигде в постсоветских республиках, без преувеличения, с советских времен. В стране ударными темпами строятся новые корты, создаются все условия для развития тенниса, а большинство детей это… не оценивает. И здесь огромная работа должна быть проведена как родителями, так и тренерами. Они должны мотивировать своих детей, воспитанников. В своей практике я не отхожу от этой формулы, стараясь всегда применять и прививать своим воспитанникам спартанские условия жизни и правила, соответственно.
Действительно, в советские времена сильные теннисисты были из Москвы и это неудивительно. Представьте себе, 15 республик в составе СССР, из которых для Центра отбирались самые лучшие. Конкуренция была просто бешеной. Но со временем и Киев смог стать достойным конкурентом Центру, а за ним и Донецк. Ситуация с Донецком, к примеру, изменилась в лучшую сторону после того, как здесь был построен мощный спорткомплекс с освещением. Он был единственным лучшим не только в Союзе, но и во всей Европе в те времена. В итоге, начиная с первой половины 70-ых годов прошлого столетия, в Донецке стали проходить игры Кубка Дэвиса и другие международные турниры. Плюс грамотная дипломатичная политика заслуженного тренера Украины и СССР, а также современной России Владимира Камельзона (за советами к находящемуся в строю Владимиру Наумовичу идут и по сей день ведущие игроки профессионального тенниса. — прим. С.У.). Он собрал вокруг себя не только очень грамотных тренеров, но и сильных игроков — Марину Крошину из Алма-Аты, Александра Колясника из Ташкента, Юрия Филева из Северодонецка, Елену Елисеенко из крымской Ялты, плюс свои воспитанники — Владимир Богданов, Светлана Дорофеева, Алена Светова.
К слову, Елисеенко Мартину Навратилову, называла «золотой кистью». Елена не любила бегать по корту, потому предпочитала «гонять» других из угла в угол за счет поразительного чувства мяча. Я же в те времена был болбоем — ребенком, который подает теннисистам мячики (смеется). А играли в Донецке в свое время 9 ракетка мира Александр Метревели, трёхкратный обладатель Кубка СССР в составе команды Грузии Теймураз Какулия, Александр Зверев, Александр Пугаев, одним словом, вся первая десятка СССР. А затем и сам стал играть. Особенно помню матч со старшим Долгополовым, когда впервые его обыграл. Это был турнир на призы спортивного комментатора, мастера спорта по теннису, народного артиста РСФСР Николая Озерова. Весь Союз съехался в Донецк, и я в трех сетах победил Александра Долгополова — старшего. Упорная и красивая была игра. Правда, уже через три месяца в Киеве на Кубке Антея уже он обыграл меня на грунте, также в упорной борьбе. Прошло более 30 лет, а он до сих пор помнит счет той игры. И это приятно, конечно.
Что касается конкуренции, которую Актобе хочет составить более сильным регионам, то это вполне реально. Все условия для этого есть — ОДЮСШ, качественные корты, база, тренерский состав, поддержка со стороны КТФ и перспективные дети. Главное сейчас — работать над их техникой и психологией. В технике, конечно, огрехи есть, но в их возрасте это поправимо.
— Вы 11 лет проработали в теннисном клубе «Stirol», где особую поддержку теннису, в том числе, оказывал владелец одноименного концерна — одного из самых крупных в Европе — Николай Андреевич Янковский. Вообще, насколько важно внимание меценатов в этом виде спорта?
— В любом виде спорта важна забота и внимание тех, кто хочет и может поддержать. В Донецке, к примеру, да и вообще, в Украине, мощное развитие теннис получил, благодаря таким меценатам, как Юрий Сапронов из Харькова, Вадим Шульман из Днепропетровска, Виктор Приклонский, Николай Андреевич Янковский, Игорь Гуменюк, построивший один лучших в Украине теннисных клубов с мощной инфраструктурой «Виктория». Виктор Васильевич Приклонский, к примеру, был начальником Донецкой железной дороги. Был членом горкома, и обкома, и депутатом. Обладал сумасшедшей властью и… любовью к теннису. Это он помог построить мощный спорткомплекс в Донецке, затем пригласил грамотных тренеров. Нередко с командой выезжал на турниры. То же самое было и с Янковским. Он любил теннис, всячески поддерживал нас, да и сам не упускал любой возможности взять в руки ракетку, предпочитая играть в парный теннис. Потому, когда команда уезжала за океан, очень грустил.
— Почему?
— Терял форму, и это ему не нравилось (смеется)! Из-за этого порой бывали смешные ситуации. Как-то раз я с теннисистами выехал на соревнования в Молдову, там проходили сразу два турнира. Каждый день докладывал Янковскому, отчитывался, он переживал, болел за нас. А потом у меня на один день между двумя турнирами образовался перерыв. Николай Андреевич, узнав об этом, так и говорит: отлично, приезжай, в теннис поиграем! Представляете?! Я в Кишиневе, он — в Крыму! Без лишних вопросов пришлось ехать в Одессу, в пути опоздал поезд из Кишинева на Одессу, в итоге я опоздал на поезд в Симферополь, догонял состав на такси, доехал до Симферополя, оттуда в Ялту. Приехал на корт, а мне охранник звонит: Янковский срочно уехал на встречу! Точно так же метеором пришлось ехать назад, к детям. Вообще, такой режим, как на боевом посту, очень здорово мне помог в жизни, и в учениках я такое качество взращиваю. То есть, всегда быть в форме. Поэтому, когда я стал тренером и спарринг-партнером Виктора Януковича, было уже легче и проще его понимать. Это были одной ментальности люди.
— Как вы познакомились с Виктором Януковичем?
— С Виктором Федоровичем мы познакомились примерно 8 лет назад. Он уже тогда неплохо играл, причем в теннисе он был левшой. А в теннисе леворукие игроки самые неудобные. Вообще, Виктор Федорович выходил на корт, как на последний бой. И тренировкам предпочитал игру на счет. Я бы сказал, очень любил играть на счет. Ему нравились соревновательность, чувство драйва, так что гоняли мы друг друга по корту до седьмого пота. Он регулярно менял соперников и предпочитал играть с самыми сильными. Понятно, что, если играть с одним и тем же партнером – привыкаешь к его стилю игры. Поэтому с ним на корте часто сражались политики, бизнесмены, которые были полупрофессионалами. Среди них Вице-президент федерации тенниса Украины Сергей Ляшкул, ну и Александр Долгополов-младший.



Читайте также:


Комментарии запрещены.

Информационный портал Аkimataktobe.kz

Статистика
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru