Вышел из доверия: уйдет ли глава Volkswagen после скандала с двигателями

Ошибки гендиректора

Днем во вторник, 22 сентября, немецкая газета Tagesspiegel сообщила, что многолетний гендиректор группы Volkswagen Мартин Винтеркорн до конца недели сложит полномочия. Со ссылкой на источники в наблюдательном совете группы издание утверждает, что на следующем заседании совета в пятницу Винтеркорна сменит Маттиас Мюллер, который сейчас возглавляет компанию Porsche — дочернюю структуру Volkswagen. Предварительное решение менеджера может быть принято уже в среду на экстренном заседании совета.

Главной причиной отставки Винтеркорна называется «утрата доверия» к нему из-за скандала вокруг занижения уровня выбросов вредных веществ в дизельных двигателях производителя. В пятницу, 18 сентября, Агентство по охране окружающей среды США заявило, что программное обеспечение некоторых моделей двигателей компании обманывало датчики выбросов CO2. За это концерну может грозить штраф в размере $18 млрд. Расследование в отношении Volkswagen открыто также в Германии, Франции и Италии.

В воскресенье Винтеркорн вынужден был оправдываться за действия компании: «Совет управляющих Volkswagen AG крайне серьезно относится к заявлениям агентства США. Я глубоко извиняюсь за то, что мы подорвали доверие общественности и наших клиентов». Журнал Forbes назвал скандал вокруг Volkswagen последних дней «примером того, как можно уничтожить бренд».

Во вторник Volkswagen признал, что проблема касается всех автомобилей с двигателем EA189. Таким образом, количество автомобилей с неисправностью выросло до 11 млн — в 20 раз по сравнению с первоначальными оценками. На компенсацию убытков компания планирует выделить €6,5 млрд, это скажется на финансовых показателях группы Volkswagen по итогам 2015 года, добавили в компании.

На фоне этих новостей курс акций Volkswagen резко снижается: к 20:00 по московскому времени падение котировок акций концерна на Франкфуртской бирже составляло 18,8%. Всего с прошлой пятницы акции Volkswagen подешевели на 35%. Скандал повлиял и на курсы бумаг других автоконцернов: Daimler AG во Франкфурте теряет 6,5%, Toyota Motor в Лондоне — свыше 7%.

Борьба кланов

Еще в ноябре 2014 года Forbes называл Винтеркорна одним из 72 самых влиятельных людей планеты. В последней версии списка немецкий бизнесмен занял в нем 58-ю строчку, до этого в 2013 году Forbes помещал его на 49-е место. «На своем посту Винтеркорн призывал власти Евросоюза не давить на автопроизводителей из-за уровня выбросов вредных веществ, отмечая, что концернам не хватает времени на разработку топливосберегающих технологий», — писало издание.

По образованию Мартин Винтеркорн — инженер-металлург, специалист по физике металлов. После получения ученой степени в 1977 году он четыре года работал специалистом по техническому проектированию в компании Bosch, а в 1981 году перешел во входящую в Volkswagen компанию Audi на должность ассистента при совете по контролю качества. С 1988 года Винтеркорн возглавил отдел в центральном управлении по контролю качества Audi, через два года стал руководителем всего этого направления в Audi, а с 1993 года — во всем концернe Volkswagen. Тогда Винтеркорн считался протеже Фердинанда Пиеха, внука основателя концерна Фердинанда Порше, который в том же году стал гендиректором Volkswagen.

В 1996 году Винтеркорн был назначен директором Volkswagen по техническому развитию. При его прямом участии Пиех одобрил, в частности, проект создания автомобиля Volkswagen New Beetle. В 2002 году Пиех ушел с исполнительных постов в концерне, оставшись главой наблюдательного совета. На этой должности он жестко критиковал своего преемника Бернда Пишетсридера за политику продвижения марок, которая якобы ставила под угрозу интересы акционеров Porsche (то есть семьи самого Пиеха). В конце 2006 года совет директоров вынудил Пишетсридера уйти в отставку, а его место во главе Volkswagen занял Винтеркорн.

Вскоре у Пиеха появились противоречия и с Винтеркорном: глава наблюдательного совета концерна критиковал своего бывшего протеже за недостаточно активное развитие бизнеса на американском рынке. Сам Винтеркорн в интервью Die Welt в марте 2015 года признавал существование проблем на американском направлении: «Лучше всего в США у нас продаются модели Jetta и Passat. Они функциональны, практичны и долговечны, но проникнуть в душу американцев нам еще предстоит, причем с какими-то другими продуктами». Через месяц, в апреле 2015 года, борьба увенчалась победой Винтеркорна: наблюдательный совет концерна поддержал его, отказав в доверии Пиеху, который после заседания окончательно покинул Volkswagen.

За неполные девять лет во главе Volkswagen Винтеркорну удалось закрепить позиции концерна. В 2014 году Volkswagen достиг цели продать более 10 млн автомобилей в год и вплотную приблизился к мировому лидеру — Toyota (10,2 млн). Выручка концерна за 2014 год составила €202,5 млрд — это почти вдвое больше, чем в первый год руководства Винтеркорна.

В середине сентября, за неделю до начала скандала, Винтеркорн рассказал изданию Handelsblatt о планах корпорации. По его словам, компания собирается создать 13-й по счету бренд автомобилей, как ранее требовал Пиех.

Потенциальный преемник

Возможного нового руководителя Volkswagen Маттиаса Мюллера немецкое издание NDR называет умелым аппаратным игроком. В 2010 году он возглавил Porsche, который входил в сферу ответственности Пиеха. В разгаре борьбы в руководстве Volkswagen он уже считался кандидатом на замену Винтеркорну и в итоге добился места в наблюдательном совете концерна на правах главы Porsche.

Среди заслуг Мюллера немецкие СМИ выделяют значительный рост продаж Porsche в последние годы. В 2013 году компания продала 162 тыс. автомобилей (рост на 15% по отношению к предыдущему году), в 2014 году — 190 тыс. (+17%). Вечером во вторник представители Porsche не комментировали возможное повышение их руководителя. 

Читайте также:


Комментарии запрещены.

Информационный портал Аkimataktobe.kz

Статистика
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru