Три удара по казнокрадам: что нужно для борьбы с коррупцией

Неприветливая Швейцария

Долгие годы банковские ячейки и счета в Швейцарии были абсолютной «терра инкогнита». Латиноамериканские диктаторы и наркоторговцы, американские биржевые дельцы и российские «авторитеты» времен первоначального накопления капитала считали свои деньги, находящиеся в этой стране, в безопасности.

Это кончилось 6 мая 2015 года, когда Швейцария подписала соглашение по обмену информацией о налоговых мошенничествах с другими странами. Теперь швейцарцы блокируют счета футбольных функционеров, приближенных Виктора Януковича, российских экс-чиновников. Бывший замминистра сельского хозяйства Александр Бажанов может лишиться 12 миллионов швейцарских франков, его бывшая руководительница Елена Скрынник — $60 миллионов. Похоже, тихая гавань перестала быть таковой.

Сейчас нужно поставить на поток направление запросов о наличии зарубежных счетов у всех государственных служащих и сотрудников госкомпаний. Пришел положительный ответ — как минимум, отставка, как максимум — уголовное дело. Хранить наличными в мешках, как показал пример главы Воронежского управления автодорог Александра Трубникова, опасно, так как сразу же появляются миллионы вещественных доказательств. 

Проблемное поле в данном контексте — банковские ячейки. Необходимо законодательно проработать возможность контролировать содержимое этих «черных ящиков», арендованных чиновниками или их родственниками, чему, впрочем, будет активно противодействовать банковское лобби.

Дети-миллиардеры

Многие российские чиновники после отставки живут на широкую ногу, не утруждая себя какой-либо профессиональной деятельностью. Известная всей стране Евгения Васильева вернулась в свои апартаменты в центре Москвы, получив обратно от государства, после уплаты ее отцом многомиллионных штрафов, драгоценности и картины.

«Кошельками» чиновников, как показывает практика, являются, чаще всего, их родственники. В случае осуждения колоссальные штрафы легко выплачиваются, а фигуранты дел быстро выходят на свободу (если вообще попадают за решетку).

Следующим ударом должна стать реальная борьба с компаниями родственников чиновников, получающими государственные подряды. Недавно опубликованные данные о бизнесе семьи и «друзей» заместителя мэра Москвы Петра Бирюкова, к сожалению, вызвали только общественный резонанс, но не уголовные дела.

6 октября 2015 года президентом подписан закон, согласно которому высшие госчиновники обязаны отчитываться о наличии конфликта интересов и урегулировать его. Глава Администрации президента Сергей Иванов заявлял, что к нему в этой связи уже поступили обращения от ряда губернаторов. Но в ситуации Бирюкова де-юре все компании принадлежат его совершеннолетней дочери или аффилированы с ней и «друзьями семьи», что позволяет заместителю мэра подойти к вопросу формально и заявить, что лично у него конфликта интересов нет, а бизнес родни его не касается, даже если она получает контракты напрямую от отца.

К сожалению, здесь в законодательстве пробел, который пока устранить невозможно. Госдума года за годом откладывает ратификацию 20 статьи Конвенции ООН «незаконное обогащение». Фактически речь идет об отмене принципа «презумпции невиновности» для отдельных категорий граждан, состоящих в родстве с чиновниками. Подобная мера в России может быть введена только в результате конституционной реформы, и, возможно, ее стоит рассмотреть всерьез. В таком случае громкие скандалы, как с недвижимостью «полной тезки» дочери министра обороны Сергея Шойгу, будут проходить совсем в другом ключе — правоохранительные органы начнут внимательно изучать информацию в СМИ.

Отнять все

Решающим ударом по коррупции должно стать введение конфискации как российского, так и зарубежного имущества чиновников и членов их семей в случае, если вина будет доказана или подтвердится взаимосвязь деятельности чиновника и аффилированных с его родственниками компаний. Соответствующий законопроект раз за разом отклоняется парламентским большинством, хотя данная мера стала бы серьезнейшим барьером для большого числа коррупционеров.

Конечно, эта мера не такая жесткая, как в Китае, где коррупционеров нередко приговаривают к высшей мере наказания, но в российских реалиях она могла бы стать крайне действенной. С 1989 года подобный подход действует в Сингапуре, на опыт которого так любят ссылаться, например, московские транспортники.

Важную роль должно сыграть и принятие законодательства о лоббизме. Сейчас в Госдуме на рассмотрении находится соответствующий законопроект, призванный легализовать и регламентировать эту деятельность. Идею о принятии подобного закона поддерживает Сергей Иванов, но правительство дало отрицательный отзыв. Легализовав цивилизованный лоббизм, мы сможем вывести из коррупционного оборота существенные ресурсы, да еще и обложить их налогами.

В прошлом году следователи возбудили 26 тысяч коррупционных дел. Из них до суда дошло менее половины. По целому ряду резонансных дел судами вынесены мягкие приговоры. Эти два фактора позволяют говорить как о слабой работе следователей по сбору доказательной базы, так и об относительно лояльном отношении судей к коррупционерам. Все это создает атмосферу безнаказанности.

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции. 

Читайте также:


Комментарии запрещены.

Информационный портал Аkimataktobe.kz

Статистика
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru