Настроения в розничной торговле вернулись на грань стагнации

​Возврат к значениям на грани стагнации

Экономическая активность в сфере розничной торговли снова затормозилась, вплотную приблизившись к зоне стагнации, пишут авторы мониторинга НИУ ВШЭ «Деловой климат в розничной торговле в третьем квартале 2015 года», ссылаясь на динамику индекса предпринимательской уверенности в секторе. Этот индикатор, рассчитываемый ВШЭ на основе ежеквартальных отраслевых опросов Росстата, опустился в третьем квартале до 1% (см. пояснение во врезе) с 4% за предыдущий квартал. Индекс таким образом вернулся к «рубежу критических значений» (1%), где он находился осенью 2014 — зимой 2015 года. Рост индекса по итогам первого полугодия был всего лишь «следствием фрагментарной сезонной активизации рынка», вынуждены констатировать авторы обзора.

Как рассчитывается деловая активность в розничной торговле​​​

Индекс предпринимательской уверенности в розничном секторе по версии ВШЭ рассчитывается как среднее арифметическое трех компонентов — оценки уровня складских запасов, оценки изменения экономического положения в текущем квартале по сравнению с предыдущим и оценки ожидаемого изменения экономического положения в следующем периоде. При этом каждая из трех составляющих получается как разница в долях респондентов, отметивших увеличение и уменьшение показателя: например, если 52% опрошенных сказали, что показатель повысился, а 48% — что снизился, то результирующая оценка будет +4% (поэтому компоненты индекса и сам индекс выражаются в процентах). Оценка складских запасов, согласно методологии, берется с обратным знаком. В основу оценок ложатся результаты ежеквартальных выборочных опросов руководителей около 4 тыс. организаций розничной торговли из 78 регионов России (источник — Росстат).

Падение индекса в текущем квартале в первую​ очередь объясняется динамикой его ключевых компонентов — оценок текущего и ожидаемого экономического положения, на которые пришелся «новый всплеск негативных настроений», говорится в мониторинге ВШЭ. Оценка текущего экономического положения ухудшилась на 4 п.п. — до минус 5%, ожидаемого экономического положения — на те же 4 пункта — до плюс 5%. «Эмоциональный спад» всех участников рынка выразился в «исторически низких» оценках, которые дают компании относительно развития торгового процесса в ближайшее время, пишет директор центра конъюнктурных исследований НИУ ВШЭ Георгий Остапкович.

Сокращение штатов хуже, чем в 2009-м

В третьем квартале произошло сокращение персонала: его отметили 30% опрошенных руководителей. В наибольшей степени это коснулось продовольственной сферы. «Подобного оттока занятости не наблюдалось даже в период кризиса 2009 года», — пишут авторы обзора. Предприниматели испытывают трудности и с ассортиментом, в особенности в сфере непродовольственных товаров.

Ухудшились оценки обеспеченности собственными средствами, объема продаж и прибыли. Четверть опрошенных констатировали снижение спроса. Продолжило сокращаться число заказов на поставку товара, более трети респондентов отметили падение прибыли по сравнению со вторым кварталом. Хотя 52% руководителей сообщили, что повышали цены реализации, предприятия отмечают невозможность достаточного увеличения торговой наценки из-за низкой покупательной способности населения: сейчас средний уровень наценки составляет 26%, в то время как желаемый уровень, который мог бы обеспечить возмещение издержек и получение прибыли в необходимом объеме, равен, по оценке опрошенных, 34%.​

Сжатие спроса

Реальные располагаемые доходы населения за первые восемь месяцев 2015 года снизились, по данным Росстата, на 3,1% по сравнению с тем же периодом прошлого года. По оценке Министерства труда и социальной защиты, по итогам года падение составит 4–5%, сообщал в начале сентября глава ведомства Максим Топилин. Оборот розничной торговли за период с января по август сократился в годовом выражении на 8,2% (данные Росстата).

При этом Георгий Остапкович из ВШЭ отмечает, что, «учитывая повышенную летнюю активность бюджетов населения, осенне-зимний период для ретейлеров совершенно однозначно станет периодом дальнейшего сжатия спроса на большинство товаров». Большинство предпринимателей ожидает, что деловая активность в секторе продолжит снижение, говорится в обзоре.

Главными ограничивающими факторами для развития розничной торговли в третьем квартале предприятия назвали недостаточный спрос (его отметили 54% опрошенных — против 52% в прошлом квартале), высокие налоги (48%), дефицит собственных финансовых средств (30%) и высокие процентные ставки (22%). 

Читайте также:


Комментарии запрещены.

Информационный портал Аkimataktobe.kz

Статистика
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru