Застой в мировой экономике: никто ничего не покупает | Финансы

Мы уже говорили об этом, и готовы повторить еще раз: мировая экономика и торговля медленно и со скрипом останавливаются. В сентябре старший экономист ВТО Роберт Купман предупреждал о том, что после взрывного роста глобализации начался процесс консолидации и, возможно, коррекции. «Представьте, что ремень ГРМ на движке мировой экономики немного соскочил, или цилиндры барахлят», — привел он образное сравнение. По оценкам ВТО среднегодовые темпы роста объемов торговли в период с 2010 года составили всего 3%. Для сравнения: с 1983 по 2008 год этот показатель колебался в районе 6%. «Практически никто не верит, что мировая торговля в скором времени восстановит темпы роста — до 2008 года они в два раза превышали показатели роста экономики. В 2006 году объемы мировой торговли выросли на 8.5%, тогда как мировой ВВП увеличился всего на 4%», — пишет издание Wall Street Journal.

Это наглядно доказывает, что масштабные программы количественных стимулов на триллионы долларов — не говоря уже о политике нулевых процентных ставок в развивающихся странах — не способны обеспечить мировой экономике столь необходимый ей разряд дефибриллятора. Более того, совершенно очевидно, что для нас наступила новая эра, где вялые темпы роста экономики и торговли являются системными, а не циклическими факторами. Если хотите получить свежи доказательства свободного падения мировой торговли, загляните на контейнерные терминалы в портах Лос Анджелеса и Лонг Бич в Калифорнии, а также вдоль нью-йоркской гавани, которые обрабатывают более 50% грузов, прибывающих в США по морю. Как выясняется, на этот раз от «пикового» сезона нам досталось лишь название.   

Впервые по меньшей мере за десять лет импорт сокращался и в сентябре, и в октябре — сесли верить статистике  Zepol Corp, традиционно, эти месяцы считаются наиболее оживленными в морских портах США. В совокупности импорт в контейнерных терминалах порттов Лос Анджелеса, Лонг Бич и ньью-йоркской гавани, обрабатывающих более половины всех поступающих по морю товаров, сократился более чем на 10% в период с августа по октябрь. Падение началось в конце лета и продолжалось до начала осени, хотя обычно эти месяцы — жаркая пора для американских портов. Для американской экономики также наступили критические времена: высокий объем импорта может свидетельствовать о том, что предприятия розничной торговли и производители настроены более оптимистично в отношении экономики. Кроме того, когда в портах все спокойно, угроза охлаждения мировой экономики испаряется сама по себе. 

Неудачный пиковый сезон сильно расстроил компании, занимающиеся автомобильными, железнодорожными и морскими грузоперевозками. Один крупный морской перевозчик, сингапурская компания Neptune Orient Lines, оправдала перед инвесторами квартальные убытки в размере 96 млн долларов тем, что в «этом году пикового сезона в Северной Америке не было вообще». Многие внутренние автотранспортные компании и железнодорожные перевозчики также отчитались о прибыли, которая не оправдала ожиданий. Многие снизили тарифы для клиентов, поскольку спрос продолжил проседать даже в традиционно сильные месяцы. В частности, для автотранспортных компаний ситуация изменилась особенно радикально. Те, кто еще несколько недель жаловался на недостаток производственных мощностей, вдруг  начали беспокоиться о будущих прибылях. Забавно, настал тот момент, когда экономисты оправдывают плохие новости, старыми новостями, не упоминая при этом о том, что они тоже не слишком оптимистичные. Вот пример:

Некоторые считают, что падение обусловлено компаниями, сократившими объемы импорта на фоне ухудшения прогнозов по экономике, которые потенциально указывают на замедление темпов роста мировой экономики. Другие отмечают, что это побочный эффект стремительного роста запасов, который наблюдался ранее в этом году. Уловили суть? «Слабый прогноз по росту мировой экономики» — однозначно плохая новость, которая должна контрастировать с предшествующим утверждением, как бы доказывая, что сокращение импорта не является поводом для беспокойства. Или же, если все случилось из-за стремительного роста запасов, то все в порядке.

Однако на самом деле это, конечно же, не так. Оптовые запасы достигли максимального значения за период, начиная с предпоследней рецессии, а соотношение оптовых запасов к продажам остается на циклических максимумах в области 1.13х. Однако, учитывая то, что оптовые запасы и продажи растут на 0.5% (и то, и другое ниже прогнозов), абсолютная разница между продажами и запасами никогда не поднималась выше текущих значений. Таким образом, остается рассчитывать лишь на масштабную ликвидацию запасов, или чудесный рост объема продаж. Оптовые запасы выросли на 4.7% в годовом исчислении, а продажи упали на 3.9% также в годовом исчислении. Абсолютный спред между запасами и продажами еще никогда не был таким высоким.

Несмотря на слабый «высокий» сезон, импорт в крупнейших портах страны за первые десять месяцев года вырос на 4% в годовом соотношении. Вместо того, чтобы заказывать большие партии товаров в конце лета и в начале осени, компании закупаются в течение года и поддерживают объемы складских запасов в течение более длительного времени.

«В начале года импорт рос несколько быстрее», — отмечает глава отдела экономических исследований в Bank of America Merrill Lynch Итан Харрис. «Как только ситуация скорректируется, объемы отгрузок и поставок снова возрастут, контейнерные перевозки наладятся и импорт стабилизируется». Иными словами, все это произойдет, как только люди снова начнут покупать товары. Но если судить по динамике октября, ничего такого не предвидится. По словам Розалин Уилсон, аналитика цепочки поставок в  Parsons Corp, вместо того, чтобы тратить деньги, сэкономленные на топливе (за счет снижения цен на нефть), потребители действуют гораздо более консервативно. Для мировой экономики это плохо, потому что никто ничего не покупает. Источник: Финансы — Новости рынка Forex

Читайте также:


Комментарии запрещены.

Информационный портал Аkimataktobe.kz

Статистика
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru