За три года страны арабские страны Персидского залива так и не привыкли к дешевой нефти | Финансы

Богатые энергоресурсами арабские государства Персидского залива едва ли смогли адаптироваться к низким ценам на нефть после обвала в 2014 году. Спустя три года мы наблюдаем отнюдь не радужную картину:  экономики буксуют, демонстрируя вялый рост, а зависимость от нефти и вовсе никуда не делась. Шесть членов Совета по сотрудничеству стран Персидского залива (GCC) урезали субсидии и ввели новые налоги в попытке увеличить доходы, не связанные с продажей нефти, и обуздать растущие дефициты бюджета. Однако львиная доля этих поступлений – следствие сокращения расходов и замедления процесса реформ по всему региону, отмечает Моника Малик, старший экономист Коммерческого банка Абу Даби. Общий прогресс в диверсификации экономики выглядит очень ограниченным, добавила эксперт. Если нефть и далее будет противиться восстановлению, эти государства вряд ли смогут привести в порядок свои финансы без более болезненных сокращений расходов, а это будет еще сильнее дестабилизировать экономику. Противостояние между Катаром и блоком стран во главе с Саудовской Аравией также снижает доверие инвесторов в период, когда GCC нуждается в зарубежном финансировании.

По теме: Если Китай перейдет на электромобили, ОПЕК можно распускать 

Данные по бюджету Саудовской Аравии и Омана за первый квартал показали, что ситуация с дефицитами несколько улучшилась на фоне роста нефтяных доходов после подъема барреля Brent к максимуму $57.10 в январе. С тех пор цены опустились под  $50 и находятся гораздо ниже уровней, необходимым двум странам для сбалансирования бюджета. Саудовская Аравия, крупнейший производитель ОПЕК, в прошлом году увеличила объем не нефтяных доходов, а в июне этого года ввела налоги на табачную продукцию и газированные напитки. Однако правительство страны отменило решение о сокращении премий и пособий для госслужащих. Второй раунд сокращения субсидий также, вероятно, будет отложен на конец текущего года или начало следующего, сообщают осведомленные источники.

Восприятие рисков

Средняя стоимость защиты государственных облигаций Саудовской Аравии, ОАЭ, Кувейта и Катара находилась на 3-летнем минимуме около шести недель назад, когда возник конфликт с Катаром. С того момента, по данным Bloomberg, показатель подскочил почти на 40% до 94 базисных пунктов. «Ситуация с Катаром внесла свой вклад в политический и экономический риск, так что неудивительно, что восприятие риска растет, — говорит Дэвид Баттер из Chatham House в Лондоне. – Большинство стран GCC по-прежнему находятся в относительно солидном финансовом положении», — добавил эксперт, но при этом подчеркнул наличие «первоочередных проблем» в плане долгосрочной устойчивости.

По теме: ОПЕК может сломить сланцевиков, но захочет ли?

Экономика страдает

Меры жесткой экономии и сокращение объемов добычи нефти тормозят экономический рост в регионе Экономика СА в первом квартале этого года сократилась впервые с 2009 года. По прогнозам МВФ, в этом году средние темпы роста ВВП стран GCC замедлятся до 0,9%, тогда как во время последнего нефтяного бума в 2000-2013 гг. экономика региона росла 5%-ными темпами. «Мы будем и далее наблюдать вялые темпы роста в регионе из-за снижения объемов производства нефти, хотя в первом квартале экономики получили поддержку на фоне относительно высоких цен на черное золото», — отметил Баттер.

Уязвимая парочка

Бахрейн и Оман имеют самые низкие кредитные рейтинги среди  стран GCC. Они продают меньше нефти, располагают более скромными финансовыми резервами и – в случае с Бахрейном – более высоким уровнем долга. И эта картина вряд ли поменяется до тех пор, пока мы не увидим внушительного роста цен на нефть. Бахрейну нужна цена на уровне $101.1, чтобы сбалансировать бюджет. По оценкам МВФ, это самый высокий уровень среди чистых экспортеров нефти среди стран Ближнего Востока и Северной Африки. В прошлом году дефицит бюджета Омана взлетел примерно до 21% от ВВП и стал самым высоким в регионе. Официальные данные не отражают заметного прогресса в аспекте финансовой консолидации в первые четыре месяца этого года.

Нет худа без добра?

Впрочем, для Катара, который является крупнейшим в мире экспортером СПГ, зависимость экономики от углеводородов имеет и обратную сторону. На протяжении всего дипломатического скандала прибыль от экспорта СПГ и нефти продолжает поступать. И несмотря на то, что экономисты Standard Chartered Plc пророчат замедление роста не нефтяной экономики  страны в этом году из-за кризиса, они все же прогнозируют общий рост ВВП на уровне 2,5% — практически такими же темпами, что и в прошлом году.

По теме: Онлайн график цен на нефть Brent в рублях

Подготовлено Финансы по материалам агентства Bloomberg Источник: Финансы — Новости рынка Форекс

Читайте также:


Комментарии запрещены.

Информационный портал Аkimataktobe.kz

Статистика
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru