Россия. Куда уплывают деньги от приватизации гос.компаний? | Финансы

Россия планирует в этом месяце провести самую масштабную приватизацию за многие годы, предполагаемая выручка от продажи акций крупнейшей нефтяной компании Роснефть в размере 11 млрд долларов в бюджет не попадет. Вместо этого деньги уйдут в мутную холдинговую компанию, которая номинально принадлежит государству, но фактически находится под контролем двух человек — Владимира Путина и Игоря Сечина. Об этом агентству Bloomberg по секрету сообщили пять человек, знакомых с обстоятельствами дела.

ОАО Роснефтегаз, созданная в 2004 году для временного управления государственными активами в области нефтяной и газовой промышленности, в частности, инвестициями в Роснефть и Газпром, ежегодно получает дивиденды по акциям этих компаний, а также по другим активам и хранит их на счетах в местных банках. Эти средства расходуются на различные проекты — от строительства верфей до научных исследований — поддерживаемые Путиным и Сечиным. Особый статус позволил Роснефтегазу скопить около полумиллиарда рублей (7.8 млрд долларов) — это почти пятая часть бюджета страны на текущий год — но министерство финансов не получило и половины от общей заработанной суммы. По словам людей, осведомленных в финансовых вопросах Роснефтегаза, туда ушли и 5 млрд долларов, полученные от продажи акций Роснефти в 2013 году.

По теме: Приватизация Роснефти. Миссия — найти инвестора до конца года

Внебюджетные средства

«Правительство три года не могло получить выручку от предыдущей продажи акций Роснефти» — утверждает Алексей Булгаков, аналитик Сбербанка. «В связи с этим не понятно, откуда такая уверенность, что в этот раз все получится». Пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков в понедельник с уверенностью заявил о том, что вырученные от продажи деньги появятся в бюджете не позднее 15 декабря. Процедура заявлена как приватизация, однако, скорее всего, акции купит сама Роснефть, чтобы потом перепродать их неизвестному инвестору. Несмотря на то, что деньги Роснефтегаза связаны с продажей государственных активов, в 2012 году Путин назвал их «значительными внебюджетными финансовыми ресурсами», при этом он подчеркнул из «внебюджетный характер».

В прошлом месяце он заявил о том, что они расходуются на финансирование исследований, проводимых в государственных институтах. Проекты Роснефти также получают финансирование из этого источника. «Сечин придерживается принципов бывшего  исполнительного директора General Motors Чарльза Уилсона: Что хорошо для России, то хорошо для Роснефти и наоборот», — отмечает Александр Лосев, исполнительный директор московского инвестиционного фонда« Спутник-управление капиталом», которому также принадлежат акции Роснефти.

Огромные депозиты

Роснефтегаз получила разрешение на размещение 1.8 трлн рублей на депозите в Газпромбанке, об этом свидетельствуют внутренние правительственные документы. Однако сколько всего денег имеется у компании не известно. Судя по этим документам, компания не предоставляет информацию о дивидендах Правительству, возглавляемому Дмитрием Медведевым, эти сведения уходят напрямую Президенту.

Однако Роснефтегаз — не единственный предмет споров между технократами кабинета министров и могущественным нефтяным магнатом. Бывший министр экономики Алексей Улюкаев, ныне обвиняемый во взятке в размере 2 млн долларов, якобы полученной от Роснефти за разрешение приватизационной сделки, также выступал против продажи нефтяного гиганта, как и многие другие сторонники свободной торговли в администрации Путина.

О Роснефтегазе известно лишь то, что публикуется в ежегодной финансовой отчетности компании, однако в этом году она сменила юридический статус и теперь не обязана раскрывать информацию. Председателем совета директоров является Сечин. В штате компании около десяти человек, и, согласно нормативным документам, занимаются они исключительно сбором дивидендов.

В октябре Песков заявил о том, что у Путина «есть основная информация о финансах Роснефтегаза». При этом он опроверг информацию о том, что Президент напрямую контролирует деятельность или финансовые потоки компании.

Надежные источники

Чтобы сократить дефицит бюджета правительство урезало инвестиционные проекты, а Министерство финансов активнее стало требовать деньги от Роснефтегаза и других государственных компаний. Однако многие крупнейшие корпорации, где руководители вхожи в круг особо приближенных к Путину, ранее в этом году получили освобождение от исполнения распоряжения правительства о выплате половины прибылей в виде дивидендов. Проект бюджета следующего года требует от Роснефтегаза передать в бюджет все заработанные дивиденды — примерно 156 миллиардов рублей.

Согласно внутренней документации, из всей прибыли Роснефтегаза за 2015 год в размере 149 млрд рублей около 107 млрд отложено на инвестиционные проекты. Холдинг согласился выплатить правительству дивиденды в размере 36 млрд рублей, а еще 6 млрд отложил в «резервный фонд». Среди инвестиционных проектов фигурируют электростанции в Калининградской области и строительство верфи для Роснефти на Тихоокеанском побережье. Один из чиновников, пожелавший остаться неизвестным, отметил, что некоторые решения о финансировании принимались лично президентом.

Год назад Путин отдал распоряжение потратить 60 млрд рублей Роснефтегаза на модернизацию верфи Звезда. «Деньги там, это надежный источник», — заявил он. «Средства Роснефтегаза — эффективный инструмент».

Подготовлено Финансы по материалам агентства Bloomberg Источник: Финансы — Новости рынка Форекс

Читайте также:


Комментарии запрещены.

Информационный портал Аkimataktobe.kz

Статистика
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru