Развивающие страны не довольны двойными стандартами рейтинговых агентств | Финансы

Страны EM сегмента обвиняют агентства в несправедливом отношении к их суверенному долгу.

Ранее в этом году группа индийских студентов-патриотов обрушила гнев в адрес  главного экономического советника правительства Индии Арвинда Субраманьяна, который показал им слайд с двумя графиками. На одном из них был изображен устойчивый экономический рост и флэтовое соотношение долга к ВВП. На втором – замедляющийся рост китайской экономики и быстрорастущий уровень долга. При этом рейтинг Индии от S&P Global Ratings уже долгое время находится на уровне BBB-. А рейтинг Китая в 2010 году был повышен с A+ до AA-, несмотря на стремительное увеличение долговой нагрузки. Слайд иронично назывался «Poor Standards» или «Низкие стандарты». Оценка долговых рейтингов агентствами всегда вызывает ожесточенные споры. На этой почве Индия и Китай испытывают друг к другу взаимную неприязнь. Но многие правительства развивающихся стран согласны с Субраманьяном, который противопоставляет отношение агентств к Индии и к развитым странам во время кризиса 2008 года, когда им вздумалось «помахать кулаками после драки».

По теме: Китай доигрался: что значит снижение рейтинга?

На волне этого разочарования страны БРИКС в составе Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР решили создать «независимое» рейтинговое агентство, работа которого, как ожидается, будет запущена в рамках саммита в Сямэне (Южный Китай), который пройдет в сентябре. Даже Поднебесная, которая поначалу с осторожностью отреагировала на эту идею, может поддержать инициативу своих коллег после того, как в мае агентство Moody’s понизило рейтинг страны. Тогда китайское издание China Daily раскритиковало «субъективный анализ» Moody’s. Правительства развивающихся экономик утверждают, что их суверенные рейтинги понижают чаще, чем в случае с развитыми странами. В апреле, когда президент ЮАР Джейкоб Зума сместил с должности министра финансов Правина Гордана, рейтинг страны был понижен до «мусорного» статуса. Аналогичная ситуация произошла с Турцией после неудавшегося переворота в прошлом году, и с Бразилией после обострения политического скандала в 2015-м. Ли Троб, из Lord Abbett признает, что сейчас агентства стали гораздо оперативнее реагировать на политические события в развивающихся странах, чем раньше. По данным Bloomberg, в прошлом году три ключевых агентства приняли рекордное число негативных мер (1 971) в отношении долга развивающихся стран и соответствующих субъектов.

По теме: В Бразилии вновь политический кризис: курс реала рухнул на 7%, на фондовом рынке «кровавая баня»

Некоторые считают, что агентства стали более агрессивными и рискуют собственноручно повысить риск кризиса. Эта критика в их адрес не нова. В исследовании на тему «проциклической роли рейтинговых агентств», опубликованном в 1999 году, три экономиста — Джованни Ферри, Ли Лиганг и Джозеф Стиглиц – обратили внимание на финансовый кризис 1997 года. В своей работе они утверждали, что на его первоначальных стадиях рейтинговые агентства спровоцировали обострение паники и эффекта домино. Результаты прошлогоднего исследования Всемирного банка, посвященного рейтингам 20 развивающихся стран в период с 1998 по 2015 гг., выявили, что понижение рейтинга до «мусорного» статуса способствует росту доходности краткосрочных облигаций страны в среднем на 1,38%. Такой статус рейтинга вынуждает некоторых институциональных инвесторов продавать активы, следуя внутренним правилам и регулятивным требованиям. Суверенные бонды также зачастую устанавливают нижний предел для стоимости заимствования внутренними компаниями, поскольку их рейтинг не оценивается выше, чем суверенный.

А стоимость заимствования в развитых странах, напротив, зачастую переживает серьезные шоки. Это особенно актуально для США, где доходность государственных облигаций, как правило, снижается во времена кризисов ввиду того, что стабильные институты страны, глубокие рынки и статус доллара как резервной валюты делают ее убежищем для инвесторов. Даже когда S&P Global понизило рейтинг Штатов в 2011 году с AAA до AA+, доходность гос. облигаций снизилась. В Британии после референдума в прошлом году доходность облигаций первоначально упала на фоне продаж рисковых активов. Рейтинговые агентства ссылаются на  100-летний «послужной список» развитых государств. Такое обращение к истории обостряет у развивающихся экономик ощущение того, что рынки настроены против них. А опасения относительно того, что новое рейтинговое агентство стран БРИКС не будет считаться авторитетным в глазах многих инвесторов, только обостряют это чувство несправедливости.

Подготовлено Финансы по материалам издания The Economist Источник: Финансы — Новости рынка Форекс

Читайте также:


Комментарии запрещены.

Информационный портал Аkimataktobe.kz

Статистика
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru