Нефтетрейдеры разворачивают танкеры в Азию | Финансы

Нефтетрейдеры со всего мира, от США и Бразилии до Британии, взяли курс на Азию и утроили объем отгрузок в этот регион, пользуясь таким благоприятным фактором, как сокращение объема предложения, возникшее в результате принятого в конце прошлого года решения ОПЕК урезать добычу нефти. Согласно данным Thomson Reuters, в этом месяце около 30 супертанкеров, загруженных нефтью, отправились из обеих Америк, Северного моря и Cредиземноморского региона в дальние рейсы с конечным пунктом назначения в виде различных НПЗ Азии – крупнейшего и самого быстрорастущего мирового потребителя.

Причиной такого всплеска активности стало заключенное в конце прошлого года соглашение ОПЕК с рядом других производителей, включая Россию, о сокращении объемов добычи в 1-м полугодии 2017 г. почти на 1.8 млн бар/д в рамках борьбы с переизбытком предложения на мировом рынке нефти и для стабилизации цен. Как сообщают торговые источники, больше всего в сделках по фрахтам на дальние расстояния были замечены такие ключевые производители, как BP и Royal Dutch Shell, частные сырьевые трейдеры Trafigura, Vitol и Mercuria, а также китайский НПЗ Unipec. Помимо этого, засветились энергетический и горнодобывающий  гигант Glencore, азербайджанская государственная компания Socar и бразильская Petrobras.

По теме: Американская нефть плывет в Китай. Строительство Keystone начнется не раньше 2018 года

В условиях относительно низкой стоимости фрахта и благоприятных ценовых дифференциалов в регионе, трейдерам представилась возможность получать арбитражную прибыль благодаря дефициту предложения в одном регионе и его переизбытку – в другом. Так, к примеру, фьючерс на West Texas Intermediate (WTI) стоит сейчас около $54.50 за баррель, а Brent торгуется в районе $56.90, формируя премию между этими двумя сортами в размере $2.40. Для сравнения, в конце ноября, перед  тем, как ОПЕК объявила об урезании объемов добычи, эти бенчмарки торговались почти в районе паритета.

«Принятые ОПЕК меры открыли арбитражное окно для поставок нефти на дальние расстояния, обусловив рост импорта в отдаленные страны, что нивелирует снижение поставок ОПЕК», — комментируют в руководстве консалтинговой фирмы Ivy Global Energy. Решение ОПЕК об урезании добычи было принято после двух лет агрессивного выкачивания нефти и поддержания цен на низких уровнях для вытеснения с рынка конкурентов. Теперь «сокращение объемов производства странами ОПЕК … создало дисбаланс на азиатском рынке нефти и изменило паттерны международной торговли», — отмечают аналитики BMI Research.

ОПЕК сдала свою долю на рынке

В ответ на образовавшийся усилиями ОПЕК гэп, отгрузки нефти в Азию из США, Британии, Бразилии и даже раздираемой войной  Ливии резко выросли от октябрьского значения 10.4 млн бар. (или 336 тыс. бар/д), превысив в феврале отметку 35 млн бар. ( 1.26 млн бар/д). Для ОПЕК, которая традиционно удовлетворяет около 70% азиатского спроса на нефть, это означает утрату с октября около 5% своей доли рынка. «В сложившейся ситуации ОПЕК рискует лишиться своей доли на рынке, если продолжит сокращать добычу», — предупреждают в консалтинговой компании Crystol Energy. Хотя картель поддерживает хорошие отношения со своими азиатскими клиентами, нефтеперерабатывающие компании североазиатского хаба, включающего Японию, Китай и Южную Корею, заявляют, что для  удовлетворения своих потребностей готовы переключиться на других поставщиков.

По теме: Нефть: в начале февраля ОПЕК неожиданно увеличила объемы экспорта

Судя по фрахтовой информации, отгрузки нефти из США в Азию увеличились от октябрьского уровня, не дотягивающего до 1 млн в октябре, превысив в этом месяце 3.5 млн бар., причем Штаты впервые осуществили поставку нефти в Индию. Объемы нефти, транспортируемой из Британии, выросли с 1.6 млн до 10.5+ млн бар. Отгрузки нефти из Бразилии в Азию достигли в феврале рекордного значения 16.7 млн бар. против 6.9 млн в октябре, а объемы поставок в Азию из Ливии, освобожденной от исполнения обязательств ОПЕК, удвоились в прошлом месяце до 2 млн бар. Расписание фрахтовых перевозок предполагает, что этот тренд продолжится и в марте.

В BMI считают, что урезание объемов добычи ОПЕК, особенно нефти со средним и высоким содержанием серы, «открыло доступ к азиатскому рынку для аналогичных сортов средиземноморской нефти», включая и ливийскую.

Закроется ли арбитражное окно?

Одной из первых ключевых компаний, воспользовавшихся открывшимся в Азию арбитражным окном, стала BP, которая в конце прошлого года использовала более полудюжины танкеров для транспортировки почти 3 млн бар. американской нефти на 30,000 км (18,641 миль) в Австралию, Таиланд и Японию. Unipec и Trafigura также отгрузили из Мексиканского залива в Китай нефть США. Поставки в Азию  из Северного моря осуществили Vitol, Mercuria, Trafigura, Glencore, Shell, Unipec и Socar. Главным экспортером черного золота из Бразилии стала государственная компания Petrobras, при этом, по словам трейдеров, она заняла нишу члена ОПЕК Анголы.

Сингапурский нефтетрейдер Strong Petroleum комментирует, что получение арбитражной прибыли на поставках североморской и американской нефти в Азию стало возможным благодаря сокращению добычи ОПЕК, и эти маршруты отгрузок «могут сохраняться в зависимости от фрахтовых и ценовых спредов». Как поясняют в Freight Investor Services, «в целом основной причиной возможностей арбитража на поставках нефти стали низкие фрахтовые ставки» на супертанкеры (VLCC), ушедшие сейчас ниже усредненных долгосрочных значений за последние 10 лет.

Неизвестно, сколь долго это арбитражное окно еще будет оставаться открытым. Как комментируют представители Strong Petroleum, несмотря на сокращение объемов добычи ОПЕК, «переизбыток предложения сохраняется, но рынок, вероятно, сбалансируется в 3-м квартале. Тогда мы посмотрим, сохранится ли это арбитражное окно».

Подготовлено Финансы по материалам агентства Bloomberg Источник: Финансы — Новости рынка Форекс

Читайте также:


Комментарии запрещены.

Информационный портал Аkimataktobe.kz

Статистика
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru