Монетарное ужесточение не понравится Трампу и финансовым рынкам | Финансы

По мере ужесточения монетарной политики рынкам приходится учиться жить без финансовой поддержки своего богатого «спонсора».

Центробанки перекрывают каналы подачи ликвидности, и инвесторам приходится отправляться в самостоятельнее плавание. В течение восьми лет монетарная политика была чрезвычайно дружественна к рынкам активов, но сейчас ее курс начинает медленно меняться. Федрезерв уже два раза повышал ставки и, как ожидается, в наступившем году сделает это еще трижды. Банк Англии дал понять, что его следующим шагом может стать как понижение, так и повышение ставки, однако второе представляется более вероятным, особенно с учетом растущей инфляции. ЕЦБ готовится сократить после марта размер программы покупок облигаций. Лишь Банк Японии настроен по-прежнему придерживаться политики полномасштабного смягчения.

Влияние этих процессов на рынки уже дает о себе знать. В Morgan Stanley отмечают «обвал» в последние месяцы тенденции корреляции активов между собой – как между различными рынками (например, акций и корпоративных облигаций), так и между различными регионами. В итоге снизившийся показатель корреляции вернулся к уровням, на которых он находился в преддверии финансового кризиса 2007-08 г. В период кризиса и после него корреляции резко усилились. Сначала многие инвесторы избавлялись от высокорисковых активов из-за краха финансовой системы. Затем, по мере того, как Центробанки начали скупать облигации в рамках нескольких последовательных раундов QE, большинство финансовых активов росли в тесной связке.

По теме: Трамп хочет слабый доллар, но делает все, чтобы он вырос

Теперь Центробанки стали отказывать рынкам в былой поддержке, и для рынков, возможно, настало время пойти своим путем. Мировые ЦБ своими действиями подорвали устои экономического фундамента, и теперь им придется пожинать плоды трудов своих. По данным Deutsche Bank, в первые недели после победы Трампа на президентских выборах общая стоимость мировых акций выросла на 3 трлн долларов, а облигаций – снизилась на ту же величину. Индекс Dow Jones Industrial Average 25 января впервые в истории превысил отметку 20,000. Развивающиеся рынки после победы Трампа уступают по показателям американским акциям.

Основная причина, объясняющая подобные расхождения такова: ожидаемое снижение налогов в США стимулирует рост экономики (хорошо для акций), но расширит дефицит бюджета и разгонит инфляцию (плохо для облигаций). Угрозы Трампа относительно введения таможенных пошлин выгодны для американских компаний, нацеленных на внутренний рынок, и куда менее благоприятны для компаний, работающих на развивающихся рынках. Вопрос в том, сколь долго может поддерживаться такая дивергенция без дальнейших последствий. На каком-то этапе рост доходности облигаций обусловит повышение стоимости кредитования, что негативно отразится на темпах роста экономики, и это не пойдет на пользу акциям. Ухудшение дел на развивающихся рынках может аукнуться и развитым экономикам.

По теме: Теория заговора: мировые Центробанки скупают акции

Эта напряженность может частично срикошетить по валютным рынкам. Их тоже изменил кризис 2007-08 г. Прежде чем он разразился, на рынках правили бал спекулятивные торги carry, в рамках которых инвесторы привлекали финансирование в валютах стран с очень низкими ставками для инвестирования в страны с высокими ставками, получая прибыль на этой разнице.  Возможности для стратегии carry ограничились, когда ставки во всем развитом мире опустились к нулевой отметке. Однако монетарная политика по-прежнему играла важную роль; объявления о запуске программ QE расценивались как сигнал на продажу. В течение какого-то времени создавалось впечатление, что большинство Центробанков пытается – явно или скрыто – ослабить свои национальные валюты.

Сейчас снова появился потенциал для carry торгов. Спред между доходностью 10-летних трежерис и немецких облигаций расширился до 2+%. Америка стала первой развитой экономикой, решившейся на сворачивание QE и затем — на повышение ставок. Как следствие, торгово-взвешенный курс доллара вырос с августа 2011 г. почти на 35%. Укрепление доллара чревато собственными последствиями. Оно создает проблемы для тех компаний развивающихся стран, которые осуществляли заимствования в долларах. Со временем укрепляющийся доллар снизит конкурентоспособность американских экспортеров, а также негативно повлияет на балансы компаний развивающизся стран.

Подобные мысли уже побудили Трампа назвать доллар «слишком сильным», и этот комментарий, вкупе с первыми шагами президента в области торговли, спровоцировал ослабление валюты. Впрочем, неважно, что президент говорит про доллар. Федрезерв – вот кто принимает ключевые решения, задавая вектор движения валюте. Это положение дел может измениться. Трампа может привести в ярость его неспособность контролировать динамику доллара, и он может начать давить на главу ФРС Йеллен, как когда-то Никсон добивался подчинения от тогдашнего руководителя ЦБ Бернса. Или же он может заменить ее на кого-либо более удобного. Конец эпохи независимости Центробанка может создать новую и неблагоприятную атмосферу для инвесторов.

Подготовлено Финансы по материалам издания The Economist Источник: Финансы — Новости рынка Форекс

Читайте также:


Комментарии запрещены.

Информационный портал Аkimataktobe.kz

Статистика
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru