Китайская банковская система переросла европейскую | Финансы

Новый статус Китая отражает его растущее влияние на международной арене, но также говорит и о зависимости от заимствований, в которых Поднебесная нуждается для стимулирования своей экономики. 

Банковская система Китая обогнала Еврозону и стала крупнейшей в мире по размеру активов. Это свидетельствует как об усилении роли Поднебесной в сфере международных финансов, так и о зависимости ее экономики от долговых обязательств,  сохраняющейся со времен мирового финансового кризиса.

Согласно результатам анализа, проведенного изданием The Financial Times, хотя по показателям ВВП Китай обогнал Еврозону еще в 2011 году, его банковская система не могла обойти европейскую вплоть до конца 2016 года. Пекин сделал упор на развитие и усложнение своей финансовой системы относительно размера национального ВВП, и его действия принесли плоды. Свою роль в этом процессе сыграл беспрецедентный рост банковского кредитования начиная с 2008 года,  когда правительство запустило политику агрессивного монетарного и фискального стимулирования для смягчения последствий мирового кризиса.

По теме: Зомби-бизнес по-прежнему разлагает китайскую экономику

«Массивное разрастание банковской системы Китая – это не повод для торжества, а скорее свидетельство чрезмерной зависимости его экономики от финансируемых банками инвестиций, которым присуще неэффективное распределение ресурсов и огромные кредитные риски», — комментирует Эсвар Прасад, экономист Корнеллского университета. По состоянию на конец 2016 года, размер банковских активов Китая достиг $33 трлн против показателя $31 трлн по Еврозоне, $16 трлн  для США и $7 трлн для Японии.

Объем банковской системы Китая в 3.1 раза превышает размер его годового производства против аналогичного показателя 2.8 раз для Еврозоны и ее банков. Усилия Китая в сфере стимулирования громогласно приветствовались мировыми лидерами и экономистами за помощь в деле стабилизации мировой экономики во времена, когда развитые страны погрузились в глубокую рецессию. Однако теперь стимулирование расценивается как явление, приводящее к масштабным нерациональным и расточительным инвестициям, переизбытку производственных мощностей и опасным уровням долга. Аналитики отмечают, что в отличие от развитых экономик, китайские муниципальные власти для финансирования инфраструктур слишком активно полагались на банковские кредиты.

Не зарегистрированные на бирже государственные банки Поднебесной – в частности, Банк развития Китая, размер активов которого превышает $2 трлн – являются ключевыми игроками, хотя в процессе участвуют и коммерческие банки. «За корпоративными кредитами на банковских балансах кроются большие объемы государственных кредитов, и это может исказить общую картину при попытке сравнения с другими странами», — предупреждают аналитики Sanford C Bernstein. «В большинстве других экономик правительства заимствуют средства напрямую, через рынки капитала. В Китае же сложилась уникальная ситуация».

Однако в других отношениях заглавные показатели недооценивают истинные размеры китайских банков. С 2010 года в стране активно развивается теневая банковская система. Основная часть таких забалансовых кредитов тесно связана с коммерческими банками. В прошлом месяце Центробанк предупредил, что различие между балансовыми и внебалансовыми активами зачастую размыто ввиду широко распространенного наличия имплицитных гарантий. Банки часто предоставляли финансовую помощь забалансовым продуктам даже в условиях отсутствия правовых обязательств по ним.

В последние недели правящие круги активно сигнализировали о своих намерениях изменить политические приоритеты, отказавшись от стимулирования и взяв  курс на контроль над рисками. Однако они по-прежнему не переходят от слов к делу. В январе показатель кредитования снова обновил рекордный максимум. Экономисты считают, что более развитые рынки капитала могут помочь диверсификации финансовой системы Китая и убрать приоритеты с банков. Чрезвычайная зависимость от них отчасти стала результатом  жесткого регулирования эмиссии акций и облигаций. Однако более диверсифицированная финансовая система ограничит возможности правящей Компартии по управлению денежными потоками. 

«Власти Китая демонстрируют амбивалентное отношение к финансовым рынкам. С одной стороны, для них это полезный механизм распределения ресурсов, но с другой – они не хотят даровать рынкам свободу действий, пытаясь удержать их под своим контролем. Такой противоречивый подход зачастую является источником дополнительной рыночной волатильности и снижает эффективность рынков», – считает Прасад. 

Подготовлено Финансы по материалам издания The Financial Times Источник: Финансы — Новости рынка Форекс

Читайте также:


Комментарии запрещены.

Информационный портал Аkimataktobe.kz

Статистика
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru