Китай не намерен терять время даром во главе Большой Двадцатки | Финансы

Китай начинает председательство в Большой Двадцатке с идеи о снижении роли доллара в мировой экономике.

В будущем году Китай возглавит Большую Двадцатку, но уже сейчас мы начинаем ощущать грядущие перемены в повестке дня. В числе приоритетов: сделать мировую систему более стрессоустойчивой и, возможно, менее зависимой от доллара. Китай формирует рабочую группу для подготовки предложений, в том числе и для укрепления роли инструмента Международного валютного фонда в качестве резервной валюты, в состав которого со следующего года будет входить и китайский юань. Группу возглавят Южная Корея и Франция. Китай также хочет инициировать дискуссии о переводе стоимости некоторых сырьевых активов в резервную валюту МВФ — так называемые специальные права заимствования (SDR).

Интересно, что Штаты, страна, выпускающая главную валюту в мире, пока не удостоились никакой значимой роли в этом процессе. Китайские лидеры уже много лет стремятся расширить использование юаня на международном уровне, а также ослабить зависимость мировой экономики от доллара. Впервые разговоры об этом начались после того, как спрос на доллары, как на резервную валюту, резко вырос во время мирового финансового кризиса 2007-2009. Южная Корея, председательствуя в Большой Двадцатке, попыталась расширить международную систему финансовой защиты через принятия перманентных линий валютных свопов. Но Штаты отклонили эту идею, в частности, Бен Бернанке, возглавлявший тогда Федрезерв, заявило том, что чиновники не должны оказывать рынкам «перманентные» услуги.

Китайский след

Пять лет спустя президент Китая Си Цзыньпин сумел сказать свое веское слово в этой дискуссии, которая впервые началась в период азиатского финансового кризиса конца 1990-х, когда крупные развивающиеся и развитые страны должны были работать вместе, чтобы устранить системные риски. «Китай хватается за любую возможность улучшить свой имидж и упрочить свою позицию лидера на региональном или на мировом уровне», — отмечает Ю Сан, старший помощник по азиатской программе в Stimson Center в Вашингтоне. «Вряд ли Китай упустит эту возможность, оказавшись во главе Большой Двадцатки». Китаю мировая финансовая стабильность нужна как никакой другой стране, поскольку он пытается сократить имеющиеся собственные ограничения для международных потоков капитала, в том числе и чтобы увеличить влияние рыночных факторов в своей экономике. Среди потенциальных факторов риска в следующем году цикл ужесточения монетарной политики ФРС, который может привести к глубокой девальвации валют в развивающихся странах на фоне притока капитала в долларовые активы. Большой Двадцатке также, вероятно, придется рассматривать вопрос о том, что делать с резервной валютой 250 млрд долларов, выпущенной в 2009 году для поддержания ликвидности во время мирового финансового кризиса.

Без заинтересованности

Поручив Южной Корее и Франции возглавить соответствующую рабочую группу, Китай несколько дистанцировался от действий в этом направлении после безуспешных и неоднократных попыток прекратить череду бесконечных финансовых кризисов, не прекращающихся в мировой экономике с 1999 года, то есть, с момента появления самой Двадцатки. В прошлом месяце Южная Корея заявила о том, что предварительная повестка дня будет включать в себя планы по стабилизации потоков капитала, реструктуризации государственного долга и способам повышения значимости SDR.

Президент Си призвал Большую Двадцатку делать больше, чтобы устранить перекосы в мировой экономике и обеспечить сбалансированный рост. В самом Китае регуляторы в этом году показали себя не в лучшем свете после вялых попыток предотвратить формирование пузыря на фондовом рынке и панической реакции на его схлопывание, унесшее капитал примерно на сумму 5 трлн долларов, включая приостановку торговли. Неожиданное решение об изменении механизма регулирования валютного курса юная, принятое 11 августа, также потрясло мировые рынки.»Учитывая неуклюжее поведение правительства, вряд ли можно рассчитывать на доверие и желание покупать активы в юанях», — уверен Роберт Алибер, профессор международной экономики и финансов в Чикагском университете. Роль Китая, как председателя Большой Двадцатки и включение юаня в состав SDR по масштабам и значимости не идут ни в какое сравнение с упомянутыми выше событиями на рынке».

В составе SDR 

Срок председательства Китая начался в декабре, на следующий день после того, как МВФ сообщил о том, что юань удовлетворяет требованиям и его можно поставить на одну ступень с долларом, евро, иеной и фунтом в качестве валюты SDR. Глава Центробанка Китая Чжу Сяочуань в 2009 году предлагал расширить использование SDR и сделать этот инструмент над-национальной резервной валютой. Однако шесть лет назад его призыв остался неуслышанным, и сейчас изменить мировую финансовую архитектуру по-прежнему сложно.

«Нам нужен еще один мировой финансовый кризис, причем такой, который будет совершенно однозначно основан на недостатках существующей системы. Только в этом случае можно рассчитывать на успех этого безнадежного предприятия», — отметил Уилльям Уайт, советник Организации экономического сотрудничества и развития. Сейчас на повестке дня Большой Двадцатки могут всплыть другие, более насущные проблемы. Скорее всего, геополитика отодвинет экономику на второй план.

Глобальная роль

Как бы там ни было, лидерство Китая поможет президенту Си продвинуть свою страну на международной арене. В последний раз, когда Китай возглавлял Большую Двадцатку в 2005 году, экономика страны была пятой по величине в мире. Сейчас она на втором месте, позади остались Великобритания, Германия и Япония. Большую Семерку будет возглавлять его азиатский сосед — Япония. В Большую Двадцатку входят Аргентина, Австралия, Бразилия, Канада, Китай, Франция, Германия, Индия, Индонезия, Италия, Япония, Южная Корея, Мексика, Россия, Саудовская Аравия, Южная Африка, Турция, США, Великобритания и ЕС. «Китай может и должен выглядеть амбициозно, целеустремленно — как и подобает мировому лидеру», — отмечает Тристрам Сансбери, научный сотрудник Центра изучения Б20 в Институте международной политики Лоуи в Сиднее. «Но Китаю нужно реально смотреть на вещи и понимать границы возможного в рамках Большой Двадцатки. Она работает по принципу консенсуса и не лишена ряда недостатков, таких как ротация президентства и отсутствие фокуса, обусловленное невозможностью выбросить с повестки дня неактуальные вопросы».

Подготовлено Финансы по материалам агентства Bloomberg Источник: Финансы — Новости рынка Forex

Читайте также:


Комментарии запрещены.

Информационный портал Аkimataktobe.kz

Статистика
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru